Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Бахаизм в свете учения о единстве религий

Как известно, немало людей уверены в том, что все религии чтят Одного и Того же Бога, а потому неважно, какую из них исповедовать. Но так ли это на самом деле? У нас есть все основания[1] полагать, что именно те, кто в первую очередь заинтересованы в распространении этого мифа, меньше всего в него верят. К сожалению, в современном обществе стремление к толерантности заслонило собой стремление к объективности до такой степени, что подчас на алтарь  веротерпимости оказывается брошена  и истина. В этой статье мы познакомимся с религиозным движением, считающим идеи «единства религий» и «единства Бога всех религий» одними из главных своих догматов. Речь сегодня пойдет о бахаизме. Основатель бахаизма Бахаулла писал: «О люди мира! Стройте во всех землях дома поклонения во имя Того, Кто есть Господь всех религий»[2], его последователи уверяют, что «в своем учении Баха-улла провозгласил единство Бога и всех религий»[3]. Но какие основания доверять словам Бахауллы, кто он, точнее, кем он себя считает? Бахауулла пишет о себе: «…с приходом Его (Бахауллы. – В.П.)  Откровения «человеческие уши сподобились услышать то, чему Беседовавший  с Богом внимал на Синае»»[4]. Таким образом, слова Бахауллы, по его убеждению, имеют не меньший авторитет, чем слова пророка Моисея.

Итак, бахаисты утверждают единство религиозной истины: «Религий существует множество, но есть лишь одна истина религии, … различные религии ведут к согласию, ибо в своих основах они едины»[5]. При этом их не смущает наличие непримиримых различий в вероучении некоторых религий: например, буддисты отрицают существование Бога[6], а христиане его признают, индуизм пантеистичен, а христианство, ислам и иудаизм монотеистичны,  быть же одновременно истинными пантеизм и монотеизм никак не могут. Убеждению бахаистов в единстве религий, в их направленности к почитанию Одного и Того же Бога не мешает даже то обстоятельство, что сами эти религии никакого Бога не признают и основы вероучений разных религий несовместимы. Более того, бахаисты призывают сторонников одной религии воздавать почести основателям другой: «Почему бы сторонникам одной религии не воздать должное почтение основателям или духовным учителям другой? … Они бы ничего не потеряли, поступив так»[7]. Всех несогласных бахаисты считают глупцами: «Действительно есть глупцы, которые ни разу не удосужились серьезно исследовать основные истины божественных религий…»[8]. Из этого можно сделать вывод, что себя бахаисты считают людьми, которые «серьезно исследовали основные истины религий». Казалось бы,  из того, что мы сказали о бахаизме, можно заключить, не боясь при этом ошибиться, что сами бахаисты уважают другие религии, знают их вероучение как никто другой и являются воплощением религиозной терпимости. Но не является ли декларация о «единстве религий» всего лишь ширмой для реальной борьбы со всяким инакомыслием с целью утвердить бахаизм как единственную мировую «религию»? Как пишут сами бахаисты, «вторым[9] из духовных критериев, что касаются обладающего знанием, является то, что ему следует быть защитником своей веры»[10]. Будет справедливо, если бахаисты признают и за христианами право оценивать идеи учения Бахауллы и защищать свою веру, т.е. христианство. Но прежде всего познакомимся с историей бахаизма.

Основателем бахаизма является Мирза Хусейн Али, который взял себе псевдоним Бахаулла, что по-арабски значит «Слава Господа»[11]. Бахаулла родился в Персии 12 ноября 1817 года, скончался 29 мая 1892 года. Его отец был главным министром при шахском дворе. Бахаулла получил неплохое образование, но от работы в министерстве отказался. В то время в Персии были сильны мессианские ожидания. Молодой юноша по имени Сейид Али Мухаммад (Баб, как зовут его бахаисты, что в переводе с арабского значит «врата»[12]) объявил себя пророком, за что подвергся аресту и казни. Бахаулла отводит этому лжепророку место своего предтечи, а сам объявляет себя «мессией». За это Бахаулле приходится большую часть жизни провести в тюрьмах, о чем душещипательно пишут современные бахаисты[13], поэтому любой желающий может узнать все подробности этой истории из их литературы. После смерти Бахауллы трон бахаизма занял его сын Абдул-Баха, который привез бахаизм в Европу. Далее власть наследовал внук Абдул-Баха Шоги Эфенди. Сейчас бахаизм коллегиально управляется Национальным Духовным Собранием, состоящим из  девяти человек[14].

У бахаистов есть собственное священное писание: «Китаб-и-Агдас является Священным Писанием»[15]. Оригинал этой книги написан на арабском[16]. В Китаб-и-Агдас Бахаулла «… формулирует Божии Законы для Завета, которому суждено продлиться не менее тысячи лет»[17]. Как утверждает основатель бахаизма, «…сама Книга есть «Непогрешимые Весы», установленные среди людей»[18]; «Bсякий должен повиноваться Книге Агдас; все, что открыто в ней, есть Закон Божий для слуг Его»[19]. Никаких новых откровений после появления Катаб-и-Агдас в течение тысячи лет быть не может: «Если кто-либо притязает на прямое Откровение от Бога до истечения полной тысячи лет, – таковой, без сомнения, есть лжец и самозванец»[20]; «Завет Бахауллы продлится до прихода следующего Богоявления[21], пришествие Которого произойдет не ранее, чем истечет по крайней мере «одна полная тысяча лет». … Весть о ниспосылаемом Ему Откровении, явленная Бахаулле в тюрьме Сиях-Чаль в Тегеране, в октябре 1852 года, знаменует рождение Его Пророческой Миссии, а тем самым и начало периода в тысячу лет или более того, который должен истечь до прихода нового Богоявления»[22]. Бахаизм утверждает, что истинность всех предыдущих откровений относительна: «Бахаулла предостерегает людей «постижения» от того, чтобы их толкования Священных Писаний не помешали им признать Богоявление (Бахауллу. – В.П.). Последователи каждой религии, движимые чувством преданности ее Основателю, были склонны считать Его Откровение завершающим Словом Божиим, отрицая саму возможность появления следующего Пророка. Так было в Иудаизме, в Христианстве и в Исламе. Бахаулла объявляет неправомерным представление об окончательном характере Божественного Откровения применительно как к прошлым Заветам, так и к Своему собственному»[23]. Однако ввиду того, что никаких новых «откровений», как выше было сказано, в ближайшую тысячу лет бахаисты не ждут, труды Бахауллы предлагается считать окончательным авторитетом в вопросах веры[24]. Заметим здесь, что Христа бахаисты считают истинным Мессией лишь для своего времени[25]

Каково учение бахаизма о Боге?  Обратимся к оригинальным бахаистским трудам: «Тот, Кто Всезнающ, Всеведущ. … Премудр … Всесильный, Всеподчиняющий, Всемогущий. …»[26]; «Он, воистину, Устроитель, Могущественный, Наивозвышенный»[27]; «Он есть Благодетельный, Милостивый, Щедрый»[28]. Природа Бога непознаваема[29], учение о Пресвятой Троице бахаисты отвергают[30], так же как и Божественность Иисуса Христа, учение о Его Рождении от Девы, учение о телесном Воскресении и о Втором Пришествии[31]. Главной доктриной бахаизма можно назвать учение о «богоявлениях». Вот что о нем пишут сами бахаисты: «Бахаулла подчеркивает, что природа Божества является потусторонней и не имеет подобия. Как объясняет Бахаулла, «поскольку невозможна непосредственная связь, которая соединяла бы единого Бога Истинного с Его творением», Бог повелел, чтобы «во всяком веке и во всяком завете чистая и непорочная Душа являлась в царствах земли и неба». Это «таинственное небесное Существо», Богоявление, обладает как человеческой природой, принадлежащей «вещественному миру», так и природой духовной, «рожденной от сущности Самого Бога». Ему также присуще «двойное положение»…  . Бахаулла также утверждает, что в духовном царстве наличествует «сущностное единство» всех Богоявлений. … Богоявления открывают имена и качества Божии и являют собой средства, с помощью которых человечество получает доступ к знанию Бога и к Его Откровениям; однако, как утверждает Шоги Эффенди, Богоявления «ни в коем случае... не следует отождествлять с сей незримой Сущностью, с самой Божественной Сутью» …»[32].  Богоявлениями бахаисты считают Кришну, Авраама, Зороастра, Моисея, Будду, Иисуса, Мухаммада, Баба[33], а также Конфуция[34]. Естественно, наряду со всеми ими стоит и  непогрешимый[35] Бахаулла, причем его роль уникальна, потому что «для Израиля Он (Бахаулла. – В.П.) был не больше и не меньше чем воплощением «Отца Вечного», «Господом Сонмов», нисходящим с «десятью тысячами святых»; для Христианства – Христом (выделено нами. – В.П.), вернувшимся «во славе Отца»; для шиитского Ислама – возвращением имама Хусейна; для суннитского Ислама – сошествием «Духа Божиего» (Иисуса Христа); для Зороастризма – обетованным Шахом Бахрамом; для Индуизма – воплощением Кришны; для Буддизма – пятым Буддой»[36].

В бахаизме признается существование души[37], которая зарождается, согласно их учению, в момент зачатия и представляет собой уникальное творение. После смерти душа продолжает свое развитие и продвижение к Богу. Также бахаисты признают существование «рая» и «ада», которые представлены в их учении как  состояния души. «Рай» есть близость к Богу, «ад» – отдаленность[38]. Вечного ада бахаисты не признают[39]. Зло для бахаиста есть отсутствие добра, собственной сущностью зло не обладает. Добро есть следование указаниям Бога, которые записаны в «откровениях» Бахауллы[40]. У бахаистов есть собственный календарь, в соответствии с которым год состоит из 19 месяцев, а каждый месяц насчитывает девятнадцать дней[41]. Новый год в бахаизме приходится на 21 марта[42]. Культовая практика бахаистов включает пост со второго по двадцатое марта, соблюдение поста предписано всем бахаи в мире в возрасте от 15 до 70 лет. Во время поста бахаи не едят и не пьют от восхода до заката[43]. От соблюдения поста освобождаются путники, беременные и кормящие женщины. Есть в бахаизме и собственные священные места, связанные с жизнью основателя их «религии», Бахауллы, к ним рекомендуется совершать паломничества[44]. Культовая практика бахаи включает молитвы, медитации, чтение отрывков как собственных священных писаний, так и священных писаний других религий[45]. Спасение, согласно бахаизму, заключается в совершении добрых дел и в вере в Бога[46].

Каковы доказательства мессианства Бахауллы в глазах его почитателей?  Бахаисты пишут: «Тот факт, что это событие (смерть, или, как пишут бахаисты, «вознесение» Бахауллы. – В.П.) отмечается общиной верующих, представляющей собой срез всего рода человеческого и утвердившейся за полторы сотни лет в отдаленнейших уголках земли, свидетельствует о том, что в мире действуют силы единения, разбуженные пришествием Бахауллы»[47]. Нужно заметить, что если именно широкое распространение религиозного учения является доказательством его истинности, то в таком случае у бахаистов есть серьезные конкуренты: еще более в мире распространены, например, мормоны или «Свидетели Иеговы». Если распространенность является признаком мессианства, то почему мессиями нельзя признать основателей именно этих сект? Мессианство Бахауллы, по мнению бахаистов, подтверждается тем, что он предвидел «современное состояние человечества»[48]. Правда, не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что ожидает мировое сообщество в будущем[49].  Если значительная часть  библейских пророчеств уже сбылась[50] (в Ветхом Завете мы находим 1239 пророчеств, а в Новом Завете  – 578), то ничего  похожего в трудах Бахауллы найти невозможно. А потому никаких весомых доказательств мессианства Бахауллы не существует.

Как мы уже убедились, Бахаулла утверждал, что он является «богоявлением» наравне с Иисусом Христом. Доказательством «богоявленности» Бахауллы считается пророчество Иисуса Христа о приходе Утешителя[51], предполагается, что  оно относится именно к Бахаулле. Однако Христос не говорил о том, что Утешитель воплотится и придет на землю как Он Сам, по словам Христа, Утешитель – это Дух Святый:  «Утешитель же, Дух Святый (выделено нами. – В.П.), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Об Этом Утешителе Христос говорил: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,  Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (выделено нами. – В.П.)»  (Ин.14:16-17). Если довести  идею бахаистов до логического конца, то можно сказать, что ниспослание Утешителя, которое должно было произойти[52], по словам Христа, в Иерусалиме вскоре после Его вознесения («И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян.1:4)),  затянулось до 1817 года. Утешитель, как говорил Христос, должен свидетельствовать о Нем, т.е. о Христе: «когда … приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26). Но разве бахаисты  свидетельствуют об Иисусе Христе, а не о Бахаулле? Христос учил, что Утешитель напомнит все, о чем Он учил: «Утешитель же … напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).  Но  чему Христос учил, например, говоря о новых мессиях? Обратимся к Священному Писанию:  «… восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.  Вот, Я наперед сказал вам.  Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:24-27). Если Бахаулла был Христом для христиан[53], то его пришествие нельзя было не заметить,  «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). В целом, по мнению известного специалиста в области сектоведения Уолтера Мартина, «…бахаистская вера выискивает в Библии то, что лучше всего способствует продвижению вперед своего богословия независимо от контекста или богословского авторитета»[54].

В бахаизме много говорится о терпимости к другим религиям. Акцент делается на той терпимости, которую должны проявлять по отношению к  бахаизму представители других религий. Но, как говорится, «что проповедую, то и исповедую»: проявляют ли  сами бахаисты эту терпимость? Если все религии равны, значит должна признаваться во всей полноте истинность каждой из них, в противном случае о равенстве религий речи идти не может. Если какая-то религия считается первой среди равных, то религии уже не равны. Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Китаб-и-Агдас, о которой говорится, что она: «… единственная и не имеющая себе равных среди священных Писаний мира (выделено нами. – В.П.). Ибо, в отличие от Ветхого Завета и Святых Книг, предшествовавших ему, в которых отсутствуют предписания, непосредственно данные Самим Пророком; в отличие от Евангелий, в которых немногие высказывания, приписываемые Иисусу Христу, не дают четкого руководства относительно будущего устройства дел Его Веры; в отличие даже от Корана, в котором хотя и изложены законы и установления, сформулированные Посланником Божиим, но обойден молчанием важнейший вопрос, касающийся преемничества, Китаб-и-Агдас – Книга, открытая от начала до конца Самим Творцом этого Завета, не только сохраняет для потомков основные законы и уложения, на которые будет опираться Его грядущий Мировой Порядок, но также предписывает, помимо передачи права их толкования Своему Преемнику, учреждение необходимых институтов, которые являются единственным средством, способным обеспечить чистоту и целостность Его Веры»[55]. Как видим, ни Библия, ни Коран, ни священные писания иных религий не могут претендовать на равенство авторитета с Китаб-и-Агдас. Бахаулла писал: «К престолу Нашему дошли различные прошения от верующих, касающиеся законов, что исходят от Бога, Господа всего зримого и незримого, Господа всех миров. Посему и явили Мы сию Священную Скрижаль и облачили ее в мантию Его Закона, дабы могли люди повиноваться заповедям Господа своего. В предшествующие годы к Нам уже обращались с подобными просьбами, однако Мы, по мудрости Своей, удерживали Наше Перо (выделено нами. – В.П.), пока в последние дни не достигли Нас послания от некоторых друзей, и вот Мы отвечаем силою истины, являя то, что оживит сердца человеков»[56].  Но если бахаисты не считают другие религии равными своей, то почему они продолжают утверждать, что «различные религии… в своих основах … едины»[57]? В таком случае именно бахаизм провозглашается единственной истинной и уникальной религией, ведь именно «Баха-улла дал подробное толкование предыдущих духовных откровений, которые оставались доселе сокрытыми…»[58]; а «Китаб-и-Агдас – это Хартия грядущей мировой цивилизации, которую Бахаулла пришел утвердить. Положения Китаб-и-Агдас непосредственно опираются на основы, заложенные религиями прошлого (выделено нами. – В.П.), ибо, как сказал Бахаулла, «сие есть неизменная Вера Божия, вечная в былом, вечная в грядущем». В этом Откровении учения прошлого подняты на новый уровень понимания (выделено нами. – В.П.), а общественные законы, приведенные в соответствие с требованиями нарождающегося века, предназначены для того, чтобы привести человечество к всемирной цивилизации, величие которой еще трудно представить»[59]. Как легко убедиться, по мнению бахаистов, до прихода Бахауллы духовные откровения были закрыты для постижения их смысла, и именно Бахаулла осчастливил человечество, сообщив эту новость и правильно их истолковав. Полезна ли, с точки зрения бахаизма, например, Библия? Бахаулла пишет: «Пусть в День сей никто не держится за иное, кроме явленного в сем Откровении (Китаб-и-Агдас. – В.П.). Таково повеление Божие, в былом и в грядущем, повеление, коим украшены Писания Посланников прошлого. … Лучше прочесть хотя бы один стих из Моего Откровения, чем вчитываться в Писания и былых, и недавних поколений»[60]; «…ни Скрижали мира сего, ни все сущие книги и писания не принесут вам пользы без сей Книги Живой»[61]. Если христиане скажут, что необходимо следовать Библии, то это будет расценено как признак религиозной нетерпимости, но если  бахаисты заявляют об уникальности Китаб-и-Агдас, перед величием мудрости которой, по их мнению,  меркнут прошлые писания и Библия в том числе, то почему-то в глазах тех же бахаистов это ничуть не идет вразрез с провозглашаемой ими религиозной толерантностью.

Бахаулла призывает своих последователей общаться с представителями иных религий с откровенно прозелитическими целями, а не для того, чтобы почтить  создателей этих иных религий[62] или совместно молиться одному и тому же Богу: «Общайтесь с приверженцами всех религий в духе дружества и согласия, дабы вдохнули они от вас (выделено нами. – В.П.)благоухания Бога»[63]. По всей видимости, от представителей иных религий бахаисты «вдохнуть благоухание Бога» не надеются. Последователи Бахауллы разъяснили более подробно свое отношение к религиям мира, охарактеризовав их как  «…преграды, созданные самим человеком и необходимые лишь в его мышлении»[64]. На наш взгляд, декларируемая бахаизмом веротерпимость является примером откровенного лицемерия: «В Китаб-и-Агдас утверждается законный характер великих религий прошлого и повторяются те вечные истины, которые возвещались всеми Божественными Посланниками: единство Бога, любовь к ближнему, нравственный смысл земной жизни. В то же время в этой Книге отменяются отдельные положения былых религиозных законов, которые сегодня стали препятствием (выделено нами. – В.П.) на пути начавшегося объединения мира и переустройства человеческого общества»[65]. Итак, отдельные положения былых религиозных законов расцениваются бахаизмом как препятствия.  Какие же «препятствия» нашел бахаизм, например, в христианстве?

 Бахаизм утверждает, что любая религия состоит из двух частей: духовного учения и социального учения[66]. Все различия между религиями относятся к социальному учению, в духовном же учении царит полная гармония. Бахаисты пишут: «…Все, что разделяет людей, все эти конфликты и междоусобицы происходят из-за того, что люди тяготеют к внешним церковным обрядам, а простую истину, лежащую в основе этих обрядов, забывают. Ведь именно внешнее следование отличающимся друг от друга религиозным обрядам и порождает споры и вражду… . Поэтому было бы лучше отказаться от внешних религиозных форм и обрядов. … Мы должны отвергнуть предрассудки традиций, если мы хотим успешно отыскать истину в ядре всех религий»[67]. Однако обряды не рождаются на пустом месте, они следуют из учения, а потому невозможно отменить обряд, не изменив при этом учения. Например, бахаисты на своих богослужениях читают фрагменты священных книг разных религий. Делают они это, опираясь на существующую в их учении доктрину о единстве Бога во всех религиях. Отмените доктрину – и изменится религиозная практика! Таким образом, призыв к отказу от формы во имя сохранения содержания неосуществим. Помимо призыва к отказу от религиозных обрядов, бахаисты призывают отказаться от священства: «Если бы священнослужители действительно почитали Бога любви и служили бы божественному свету, то они бы учили своих сторонников следовать основной заповеди, которая призывает «относиться ко всем людям с любовью и милосердием». Но мы встречаемся с обратным, ибо часто именно священнослужители вдохновляют нацию на борьбу. … Они учат своих последователей, что лишь та форма религии, которую исповедую они, является богоугодной и что Всемилостивый Отец проклинает последователей всех других направлений и лишает их Своей милости и покровительства»[68].  Действительно, православные священнослужители благословляют христиан на борьбу с агрессорами. Например, это сделал прп. Сергий Радонежский. С какой радостью восприняли бы монголо-татары призыв бахаистов к русскому народу принять их иго и не сражаться за свою свободу. Христианин призван любить ближнего, но при этом в Священном Писании сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Священники благословляют воинов на защиту страны, а не на грабительские набеги. Что же касается ненависти к другим религиям, то христианство призывает к любви и именно во имя любви оно также призывает к утверждению истины. Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Священнослужители учат тому, чему учил Христос, и не их вина, что бахаисты и подобные им отвергают Христа, упорно стремясь заменить Его лжемессиями. Что же касается обвинения в провозглашении «одной богоугодной формы религии», то здесь мы снова видим пример откровенного лицемерия: разве Бахаулла не учит тому же, признавая другие религии лишь на словах, на практике призывая всех стать бахаистами?

Бахаизм не считает соборную молитву важной составляющей духовной жизни: «Предписано, чтобы обязательная молитва творилась каждым из вас по отдельности. Кроме Молитвы по Усопшим, обыкновение соборной молитвы отменяется»[69]; «Молитва по Усопшим … – единственная обязательная молитва Бахаи, которая является соборной, то есть должна читаться сообща; ее произносит один из верующих, в то время как все присутствующие стоят в молчании…»[70]; «Три ежедневных Обязательных Молитвы произносятся каждым отдельно, а не сообща. Для чтения других молитв Бахаи нет особых предписаний; эти необязательные молитвы можно возносить, по желанию, совместно или по отдельности»[71]. Христианство же, как известно,  основано не только на частной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6), но и на соборной молитве: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19-20).

Бахаизм запрещает аскетизм, монашество[72]. Монашество по своей сути является подражанием жизни Иисуса Христа. Монашество – это стремление в максимальной степени приблизиться ко Христу. Монахи – это люди, которые полностью себя отдают на служение Богу. Путь монаха тяжел, это путь борьбы со страстями[73]. Основы монашества заложены в Евангельской проповеди[74]: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.  Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,  ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:10-12). Аскетика – это средство борьбы со страстями, эта борьба необходима каждому христианину, так как  «… те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Св. Антоний Великий писал о страстях: «Душа имеет, как указано, свои собственные страсти, кои суть: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие подобные. Когда душа предает себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Бог подает ей дух истинного покаяния, и очищает ее от всех сих страстей…»[75]. Вероятно, бахаизм не считает нужным бороться ни с ненавистью, ни с завистью и не считает жизнь Иисуса Христа примером.

Бахаизм запрещает целовать руку священника: «В Книге возбраняется вам целование рук»[76]; «В ряде более ранних религиозных традиций и в некоторых культурах принято целовать руку духовному лицу или вельможе в знак особого уважения и почтения к этим лицам и как выражение покорности их власти. Бахаулла запрещает целование рук, и в Своих Скрижалях Он также осуждает такой обычай, как земной поклон одного человека перед другим, и другие формы поведения, принижающие одну личность в отношении другой»[77]. Как видим, целование руки, по мнению Бахауллы, унизительно. Однако Христос почему-то  не счел унижением для Себя умыть ноги апостолам (Ин.13:4-14).  По той же причине, а именно по причине унижения, в бахаизме запрещается исповедь: «Никому не дозволено искать отпущения грехов у другого смертного; пусть покаяние будет между вами и Богом»[78]; «Бахаулла запрещает человеку исповедоваться перед другим и искать у него отпущения грехов. Вместо этого следует молить Бога о прощении. В Скрижали «Бишарат» Он заявляет, что «подобная исповедь перед людьми ведет к унижению и потере достоинства», а Бог, утверждает Он, «не желает унижения слуг Своих»»[79]. Нужно заметить, что христиане не ищут отпущения грехов у людей, так как грехи может прощать только Бог (Пс.102:3). На совершение таинства Покаяния, против которого выступает Бахаулла, апостолов благословил Христос (Ин.20:21-23; Мф.18:18).  И уже первые христиане «приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Роль священника  в таинстве Покаяния – это роль свидетеля[80], его участие во многом носит воспитательный характер, так как люди чаще более стыдятся человека, чем Бога. Если человек приносит истинное покаяние в присутствии священника, то это значит, что он переступает через свою гордыню, если же он  не  кается в присутствии другого человека, то вряд ли он искренне делает это перед Богом.

Бахаизм отвергает милостыню: «Законом запрещено просить милостыню и не разрешается подавать тому, кто ее просит. Надлежит всякому зарабатывать себе на жизнь, а тех, кто неспособен к этому, Уполномоченные от Бога и люди состоятельные обязаны обеспечить в достаточной мере»[81]. Христос же призывал к иному: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк. 12:33). Было бы замечательно, если бы нашлись  «уполномоченные», которые бы обеспечили жизнь тех, кто сам не в состоянии этого сделать, однако, к сожалению, мы не видим этого в реальной жизни. Провозгласить утопию легко, но практический отказ от милостыни поставит некоторых людей перед лицом голодной смерти или толкнет на путь преступления. Христос «уполномочил» всех христиан творить милость. Что же касается социальной деятельности, то христианство никогда ее не отвергало. Многие православные подвижники создавали рабочие места, кормили неимущих, строили больницы, открывали библиотеки[82]. Призыв Христа творить милостыню не только не мешал этой социальной деятельности, но вдохновлял ее.

В бахаизме можно найти откровенно лживые утверждения, например, утверждение о том, что мусульмане почитают Христа более христиан: «В Коране можно найти такую хвалу Христу, какую не встретишь даже в Евангелии»[83]. Мусульмане Христа считают пророком, христиане – Богом.

Подведем итоги. Бахаизм утверждает, что Бахаулла является «богоявлением», сущностно равным  Христу. Никаких серьезных аргументов в защиту мессианства Бахауллы бахаисты не приводят. Пытаясь доказать  мессианские претензии Бахауллы, бахаисты подменяют  христианское учение об Утешителе своим собственным, где Утешителем провозглашают Бахауллу.  Бахаисты утверждают, что за всеми религиями стоит один Бог, но на практике они отвергают другие религии, считая, что те ущербны по сравнению с бахаизмом и ставят своей целью замену всех мировых религий собой. Изучение бахаистской литературы заставляет констатировать тот факт, что учение о единстве религий служит  в бахаизме лишь красивой ширмой, за которой кроются прямо противоположные идеи. Бахаизм стремиться заменить все религии собой,  не исключая и христианство. По мнению многих специалистов, бахаизм является синкретической сектой[84], чуждой христианству и уводящей людей от Христа. На наш взгляд, это мнение  можно считать полностью обоснованным.

 


[1] См.: Питанов В.Ю. Миф о «братстве религий как метод борьбы с традиционными религиями.

[2] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 38

[3] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С. 10

[4] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 221

[5] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С. 52

[6] Питанов В.Ю. Христианин, практикующий буддизм, – возможно ли это?

[7] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С. 50

[8] Там же. С. 62

[9] Первая черта совершенства в бахаизме – ученость и культура. См.: Абдул-Баха. Секрет божественной цивилизации. СПб., Единение. 2002. С. 38

[10] Абдул-Баха. Секрет божественной цивилизации. СПб., Единение. 2002. С. 43

[11] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С.16

[12] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 265

[13] См.: Баха-Улла. СПб., 1992

[14] См.: Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т.4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник. 2000. С. 36

[15] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.6

[16] Там же. С.18

[17] Там же. С. 9

[18] Там же. С. 23

[19] Там же. С. 109

[20] Там же. С. 40

[21] Подробнее о «богоявлениях» см. ниже.

[22] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 198-199

[23] Там же. С. 254

[24] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 273

[25] Там же. С. 271

[26] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 41

[27] Там же. С. 46

[28] Там же. С. 60

[29] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С. 40

[30] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 271

[31] Там же. С. 276

[32] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 242-243

[33] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С. 35

[34] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 268

[35] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 44, 202

[36] Там же. С. 243

[37] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С. 42

[38] Там же. С. 43

[39] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С.273

[40] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С.44

[41] Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т.4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник. 2000. С.35

[42] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С.270

[43] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С.46

[44] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.114, 193

[45] Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т.4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник. 2000. С. 35

[46] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С.274

[47] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.9

[48] Там же. С.9

[49] Мировое сообщество  будет скатываться к тоталитаризму; ввиду актуализировавшейся необходимости  в экономии материальных ресурсов, страны третьего мира станут изгоями. Борьба с христианством и с христианскими ценностями, как неудобными в новых условиях, станет более ожесточенной. Возрастет число лжепророков и лжемессий. Что же касается объединения человечества и наступления эры нового мирового порядка, о котором так мечтают бахаисты и оккультисты, то это произойдет под знаменем того, кого  христиане зовут антихристом (См.: Питанов В.Ю. Тайна «Розы Мира»), а оккультисты – Майтрейей  (См.: Питанов В.Ю. Оккультный мессия Майтрейя – Христос или антихрист?).

[50] Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С.782

[51] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 274

[52] И произошло, как  верят христиане.

[53] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 243

[54] Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992. С. 274

[55] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 22

[56] Там же. С. 60

[57] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С. 52

[58] Там же. С. 11

[59] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С. 9-10

[60] Там же. С.71-72

[61] Там же. С. 82

[62] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С.50

[63] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.74

[64] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С.69

[65] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.10

[66] Пэркинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. СПб., 1993. С.36

[67] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С.51

[68] Там же. С.33

[69] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.32-33

[70] Там же. С.168

[71] Там же. С.172

[72] Там же. С.153, 198

[73] Епископ Илларион (Алфеев) Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С. 185

[74] Протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. Христианская жизнь. 2002. С. 238

[75] Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.27

[76] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.38

[77] Там же. С. 196

[78] Там же. С. 38

[79] Там же. С. 196

[80] Шиманский Г.И. Литургика: таинства и обряды. М., Изд. Сретенского монастыря. 2003. С. 54

[81] Бахаулла. Китаб-и-Агдас. СПб., Духовное собрание Бахаи России. 2001. С.74

[82] См.: Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадского. СПб., Царское дело. 1997. С. 617-618

[83] Абдул-Баха. Мысль мира. М., Наука. 1992. С. 55

[84] См.: Мартин У. Царство культов. СПб., Логос. 1992, С. 270; Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т.4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник. 2000, С. 32-38; Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Во имя князя Александра Невского. 2003. С. 44

 

Теги: 
релитивизм, теософия, агни-йога, живая этика, бахаизм, сатья саи баба, сан мен мун, Рамакришна, нью эйдж, истина относительна, бахаизм, бахаулла

Поделиться

 
Яндекс.Метрика