Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Ченнелинг: «канал» или «сточная канава»?
Одним из самых популярных не только на Западе, но и в современной России методов нетрадиционной духовности является так называемый ченнелинг, или, как его еще называют в России, контактерство. Понятие «ченнелинг» происходит от английского слова channel, которое имеет множество значений, среди них: канал, проток, сточная канава и т.д[1]. Сами контактеры считают его производным от слова «канал», хотя, возможно, один из других переводов английского channel более соответствовал бы характеру той информации, которая изложена в контактерской литературе.
Целью ченнелинга, по утверждению его последователей, является «достижение «расширенного» состояния сознания…»[2]. Духи, с которыми общаются контактеры, сообщают, что «главной целью жизни человека… является контакт с Вознесенными Учителями[3] и помощь им в их работе»[4]. Вот что пишет о себе один из таких «вознесенных учителей»: «У меня нет физической структуры, но я существую как свет, особое энергетическое образование с индивидуальным сознанием»[5]. Другой «махатма» добавляет: «Мы – одна из древних сущностей, которая приходит ко всем, кто просит. Наша задача – давать некоторое понимание эволюции на физическом плане, чтобы ученик мог хоть немного разобраться в природе человеческого поведения. Это даст ему возможность перестать ломать голову над вопросами межличностных отношений и сосредоточиться на задачах своей персональной жизни»[6]. Источник, из которого контактеры черпают информацию, они называют по-разному. Рассказывая о своей деятельности, практикующие ченнелинг отмечают: «Становясь «каналом», вы перекидываете мост в высшие сферы – к любящему, заботливому коллективному высшему сознанию, которое называется «Богом», «Сущим» или «Вселенским Разумом». Благодаря ченнелингу вы получаете доступ к этим высшим сферам, устанавливая связь с находящимися на высоком уровне Наставником, или высшим аспектом своего «Я», который как бы «спускает на ступеньку ниже высшие вибрации и делает их более доступными для вас»[7]. При этом контактеры передают, что духи вносят существенное уточнение: «Мы предпочитаем не употреблять слово «Бог», говоря о высшей творящей силе вселенной»[8]. В качестве причины такой нелюбви к Богу духи называют его персонификацию, христианское учение о Личном Боге, которое всегда ими отвергается, что неудивительно, так как, по мнению духов: «Принимая религию, вы принимаете ограничения, в которых не нуждаетесь» и далее добавляется: «ваша душа не ищет антропоморфного (Личного. - В.П.) Бога»[9]. Контактером, или медиумом, может стать любой, но при этом необходимо помнить: «когда вы стремитесь интеллектуализировать весь свой опыт экстаза, вы тем самым отрицаете сам опыт»[10]. Размышлять над собственным духовным опытом контактерам не стоит, необходимо принимать все откровения «вознесенных учителей» без какой-либо рефлексии и попыток анализа. Сам контакт осуществляется мысленно. Критерием истинности информации является интуиция[11]. Более того, для контактера все равно, находится ли он в момент контакта в полном сознании или нет, контакт все равно происходит[12].
Существуют разные формы контактерства. В конце XIX - начале XX века был популярен контакт посредством столоверчения. Контакт с духами, которых контактеры считали душами умерших людей, происходил посредством верчения тарелочки, последовательно указывающей буквы, складывающиеся в текст послания. Нужно отметить, что западные спириты считали Россию начала XX века, когда такой способ контакта был наиболее популярен, отсталой страной, потому что «русские во Христе признают Бога, тогда как для спиритов он – лишь умный, гениальный человек и первоклассный медиум»[13].
Очень популярным способом контактерства является так называемое автоматическое письмо. Феномен автописьма состоит в следующем: некий дух настолько овладевает телом человека, что может писать свои послания посредством его руки, при этом сам человек выступает лишь как бессознательный инструмент передачи некоей информации. Известная оккультистка Елена Рерих[14] писала, что «…имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен. Процесс этот различен. Одни утверждают, что они не знают, что пишет их рука, другие говорят, что каждое слово четко запечатлевается в их мозгу. Одни пишут с необычайной быстротой, даже бурно, другие спокойно вырисовывают слово за словом. Пишут, неожиданно меняя языки, и те, кто раньше не могли нарисовать самого простого предмета, набрасывали целые картины. Бывали случаи, что люди писали справа налево и на неизвестном языке. Но, конечно, все эти случаи не подсознания, но определенного воздействия извне. И степени «Ангелов-Хранителей», желающих руководить и сообщаться, конечно, варьируются в тонком мире. От безобидных и симпатизирующих нам, мы можем неожиданно привлечь вражескую силу, и немалого калибра. Потому мой совет, до утверждения прочной сердечной связи с Учителем, воздерживаться от автоматического писания. Мы никогда не знаем, кто пожелает воспользоваться нами как оружием! И можем допустить такую силу, с которой потом не сможем справиться. Так пусть каждый подумает серьезно, прежде чем открывать доступ неизвестным силам (выделено нами. – В.П.)»[15]. Разъясняя механизм автоматического письма и его последствия, Елена Рерих утверждает, что «автоматическое письмо достигается временным допущением контроля над физической рукой медиума эфирною рукою контролирующей, развоплощенной сущности. Действие это возможно, если медиум извлечет свою эфирную руку из физической, ибо две вещи не могут одновременно занимать одно место. Результат этого периодического извлечения жизненных сил из физической руки очень разрушителен – часто оканчивается параличом. Медиумизм противоестественен, тогда как ясновидение есть естественный результат роста и раскрытия духовной природы. Имеются сотни медиумов на одного ясновидца, ибо ясновидец может стать таким лишь через самодисциплину и трудом страшного напряжения. Тогда как чем слабее, чем болезненнее человек, тем он лучший медиум. Ясновидец развивает свои умственные способности и никогда не теряет нити сознания, тогда как первое наставление, даваемое медиуму, состоит в том, чтобы он ни о чем не думал (выделено нами. – В.П.)... Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение...»[16]. Как видим, даже некоторые оккультисты признают вредность автоматического письма. С точки зрения православного вероучения, подобные практики являются проявлением откровенной демонической одержимости.
Не скрывают своего контактерства и многие целители[17], например Алан Чумак писал: «Я слышу голос. Как хотите, так и понимайте. Обычно «сеансы связи», так я их называю, идут ночью, с одиннадцати вечера до четырех утра. Я сижу, а голос мне рассказывает о методике лечения, об энергии и о многом другом. Голос внутри меня. Я вижу картинки. Ясновидение, яснослышание… Я настолько силен, что неподдающихся нет. Могу так «нажать», что (пациент. – В.П.) потеряет сознание»[18]. Другой «целитель»[19] Анатолий Кашпировский[20], по свидетельству иноков Киево-Печерской Лавры, дойдя до мощей святого Вениамина, отказался идти дальше, сообщив, что он может потерять свой дар «лечения» людей. Вероятно, духи, с которыми подобные «целители» контактируют, очень «любят» православных святых.
Как контактерство оценивают оккультисты? Например, в оккультном учении агни-йоги сказано: «…медиумизм есть лишь опасность. Медиум есть лишь постоялый двор для развоплощенных лжецов»[21]; «…Слабые духовно психисты являются нередко лакомым блюдом для сатанистов»[22]. Оккультистка Елена Рерих в своих письмах отмечает: «Ведь медиумизм есть врожденная способность, именно, особое состояние организма, ничего общего с выявлением высшей психической энергии[23] не имеющее. Много невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди низших слоев населения[24]. Иногда, как я уже писала, особенность эта, к великому их счастью, остается в них спящей, но горе, если она просыпается в сознании малом или отравленном самостью, ничего кроме разложения получиться не может. Потому на Востоке, в древности, медиумистических детей старались изолировать и воспитывать их в духовной чистоте, чтобы оградить их от пагубных астральных влияний. Но, несмотря на чистоту их, никто из них не мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в Святая Святых. Мощь Великих Учителей Света может помочь медиуму побороть его медиумизм и подняться на ступень медиатора[25], но лишь при условии упорного многолетнего стремления со стороны самого медиума к Источнику Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все ранее достигнутое»[26]. Рерихи, как и Е.П. Блаватская, различали медиумов и медиаторов. Впрочем, как пишут махатмы: «Выбор пал на Е.П.Блаватскую ...она была избрана благодаря своему медиумическому дару…»[27]. Поэтому для оккультистов, судя по всему, свой медиумизм - это хорошо, чужой - плохо. Ни Рерихи, ни Е.П.Блаватская себя «постоялым двором для развоплощенных лжецов» явно не считали. Как мы убедились, сами оккультисты признают, что на деятельность медиумов может влиять «вражеская сила, и немалого калибра»[28], но, несмотря на это, ни агни-йога, ни теософия не предлагают никаких критериев для объективной оценки качества тех сил, с которыми контактируют[29]. Елена Рерих утверждает в своих письмах: «Психики[30], имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления (выделено нами. – В.П.). Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто подходят под личиною Света Учения (выделено нами. – В.П.). Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих «светлых» голосов и видений. Потому Учителя всегда предупреждают против психизма, который развивают в себе упражняющиеся в пранаяме[31]»[32].
Интересно отметить, что контактеры активно распространяют взаимоисключающую информацию[33]. Например, «инопланетяне» с планеты Крион через контактеров утверждают: «если вы ищете Люцифера, то вы гоняетесь за призраком…»[34], т.е. такой личности как Люцифер просто не существует, однако другой дух, по имени Ра может утверждать прямо противоположное[35]: Люцифер - это реально существующая личность[36]. Пытаясь объяснить эти противоречия, духи утверждают, что вся проблема в контактерах: духи дают истинную информацию, но контактеры ее искажают, пропуская через свой ум: «ваши знания и восприятие «той стороны» проходят через фильтры мышления и интуиции и редко доводятся до вас в некоей абсолютной форме»[37]. Правда, не отвечают на вопрос: зачем вообще давать информацию, которая в результате оказывается столь противоречива?
Не только Рерихи и Е.П.Блаватская уничижительно отзывались о контактерах-медиумах, но и ныне живущие оккультисты, например современный маг Моносов утверждает: «медиумы – инструмент, используемый магами высших категорий»[38]. Фактически, они выступают в роли марионеток неких «высших оккультных сил». Хотя нужно отметить, что тот же Моносов начинает свою классификацию магов с медиумов[39], тем самым, в принципе, признавая их пользу в деле оккультизма.
Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что сами оккультисты имеют неоднозначно относятся к ченнелингу: с одной стороны, они отрицают его, с другой - признают, что оккультизм без ченнелинга невозможен.
Могут ли реально определить контактеры, какие духи с ними общаются? Одним из самых знаменитых контактеров XX века была Ванга, которая в результате урагана 1923 года потеряла зрение и обрела способность контактировать с духами. Ванга утверждала, что слышит некий голос в голове[40], который указывает ей, что она должна говорить людям. Каков характер этих духов ясно хотя бы из того факта, что Ванга, по ее словам, контактировала с духом Е.П.Блаватской[41]. Племянница Ванги, Красимира Стоянова писала, что ее тетушка неоднократно молилась таким образом: «Какая моя участь, Господи, и кому же я служу?»[42]. Как видим, для Ванги этот вопрос так и остался без ответа до конца жизни.
Изучали проблему контактерства и врачи. Например, проводилось изучение психического состояния 106 контактеров «Союзуфоцентром». В результате этого исследования выяснилось, что из 106 человек только четверо оказались психически здоровыми. Остальные 102 контактера страдали следующими психическими заболеваниями: «шизофрения – 47 человек, из них парафренный этап параноидной шизофрении – 16, периодические формы – 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расстройствами – 10, с дифференциальнодиагностическими сомнениями о форме хронического душевного состояния – 10 человек; психопатия – 40 человек, из них параноидные формы – 24, истерические – 12, гипертимные – 6 человек; интеллектуальная недостаточность – 5 человек («индуцированный бред»); органические поражения ЦНС – 80 человек; циклотиминия (маниакальная фаза) – 2 человека» [43]. Мы полагаем, что вышеприведенная информация дает очень серьезный повод задуматься над вопросом: насколько серьезно можно относиться к контактерским посланиям.
Изучая жизнь контактеров, можно заметить, что очень многие из них заканчивают жизнь самоубийством[44]. Поиск контактов с духами сказывается и на выработке определенных человеческих качеств, вот как их определяет В.П.Быков, издававший в начале XX века целый ряд спиритических журналов, человек, посвятивший немалый отрезок своей жизни спиритизму: «Злоба отчаянная, нетерпимость поразительная, а уж гордыня…»[45].
Православная Церковь всегда предупреждала, что не все видения и голоса имеют своим источником Бога, видения могут иметь бесовский источник и их целью является совращение[46] человека и введение его в прелесть[47]. В Священном Писании мы можем найти пример правдивого пророчества служанки, «одержимой духом прорицательным» (Деян.16:16-17), но, несмотря на то, что «дух прорицания» через нее говорил правду, апостол Павел оставил нам пример правильного отношения к этому явлению, изгнав «духа прорицания» из женщины (Деян.16:18). И уже в то время такие действия вызывали лютую ненависть людей, так или иначе использующих «дар» контактеров (Деян.16:19).
В Священном Писании даны четкие критерии различения духов, которые вошли в контакт с человеком: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (выделено нами. – В.П.), о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:1-4). Фактически все контактеры отвергают[48] «Иисуса Христа, пришедшего во плоти». Из чего несложно сделать вывод о том, какие силы за ними стоят.
[1] Аракин В.Д., Выгодская З.С., Ильина Н.Н. Англо-русский словарь. М., Русский язык. 1990. С.92.
[2] Ченнелинг. Киев. София.1999. С.10.
[3] Вознесенные мастера, учителя, махатмы – к ним контактеры относят всех «великих учителей», куда входят как основатели всех мировых религий, включая Иисуса Христа, так и мифические фигуры, такие, например, как Кут Хуми и Мория, с которыми якобы общались Рерихи и Блаватская.
[4] Ченнелинг. Киев. София.1999. С.187.
[5] Там же. С.59.
[6] Там же. С.167.
[7] Там же. С.10.
[8] Там же. С.168.
[9] Там же. С.169.
[10] Там же. С.169.
[11] Там же. С.28.
[12] Там же. С.11.
[13] Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм. Мистика. М., ЭКСМО. 2004. С.217-218.
[14] В своих поздних письмах Елена Рерих отвергала, что она и Николай Рерих увлекались автоматическим письмом, однако свидетельства ближайших учеников говорят об обратном: «Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги («Зов» - первая книга учения живой этики. – В.П.). А потом Н.К. (Николай Константинович Рерих. – В.П.) сел писать автоматически, и пришло дивное послание от Мории («махатма», который, как считается, дал агни-йогу. – В.П.), потом – рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки. Потом писал Юрий (Юрий Рерих. – В.П.). У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы – вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел среди чудес. Елена Ивановна (Рерих. – В.П.) тоже пробовала, и у нее получается, но еще слабо». Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.61.
[15] Письма Елены Рерих. 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.52-53.
[16] Там же. С.54.
[17] Подробнее о таких целителях см.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.
[18] Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм. Мистика. М., ЭКСМО. 2004. С.235.
[19] Анатолий Кашпировский увлекался магией. См.: От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги. М., Даниловский благовестник. 2001.
[20] Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм. Мистика. М., ЭКСМО. 2004. С.237.
[21] Живая этика. Знаки агни-йоги.228.
[22] Живая этика. Мир Огненный. Ч.2.14.
[23] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл.: Бог или «психическая энергия»?
[24] Все контактеры считают себя избранными, особыми людьми, относящимися к духовной «элите» человечества.
[25] Медиатор – человек, преодолевший ступень неосознанного медиумизма и достигший стадии «сознательного» контакта с духами.
[26] Письма Елены Рерих. 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.385-386.
[27] Письма Махатм. Самара. 1993. С.8.
[28] Письма Елены Рерих. 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.52-53.
[29] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл.: Критерии истинности учения
[30] Понятие «психик» синонимично понятию «медиум».
[31] Пранаяма – контроль над дыханием, четвертое звено восьмиступенчатой йоги Патанджали. См.: Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизи. М., Республика. 1996. С.336.
[32] Письма Елены Рерих. 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. С.312.
[33] В том числе и лжепророчества. См.: Дворкин А. Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд.: Братства св. князя Александра Невского. 2003. С.715.
[34] Ченнелинг. Киев. София.1999. С.23.
[35] Аналогичное противоречие существует между «откровениями» теософии и «откровениями» агни-йоги. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл.: Сатана и падшие ангелы
[36] Ченнелинг. Киев. София.1999. С.44.
[37] Там же. С.31.
[38] Моносов Б.М. Магия для магов. СПб., 1996. С.14.
[39] Там же. С.14.
[40] Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм. Мистика. М., ЭКСМО. 2004. С.74.
[41] Там же. С.78.
[42] Там же. С.79.
[43] Там же. С.177-178..
[44] Там же. С.218.
[45] Там же. С.218.
[46] См.: Иерей Владимир Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., Даниловский благовестник. 1995.
[47] См.: Питанов В.Ю. Суд совести агни-йога против христианства / Гл.: Откровение, или как все это начиналось
[48] См.: Ченнелинг. Киев. София.1999. С.129., Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл.: Христос: Бог или «высшее я»?; Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов / Гл.: Теософия о Боге