Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Гарри Поттер - мальчик, летающий на метле
Двадцатый век можно с полным основанием назвать эрой СМИ. Мы живем в мире, в котором СМИ являются одним из доминирующих средств влияния на людей. По подсчетам западных ученых[1], к 18 годам ребенок успевает провести перед экраном своего телевизора[2] более двух лет своей жизни. Американский ребенок, достигнув 18 лет, успевает увидеть в среднем более 200 тысяч сцен насилия. Влияет ли это на детей? Экспериментальные исследования показывают, что существует тесная зависимость[3] между просмотром сцен насилия по телевизору и агрессивностью детей. Более того, ученые утверждают: «мы можем говорить об усвоении сценариев, увиденных на телеэкране»[4]. Средства массовой информации не просто отражают мораль и ценности общества, в котором существуют, они «служат катализатором изменений»[5] в этом обществе. Конечно, воздействие одних и тех же программ зависит не только от их содержания, но и от жизненного опыта и мировоззрения телезрителя[6], но нетрудно догадаться, что дети усваивают предлагаемые СМИ сценарии поведения намного легче и быстрее, чем взрослые[7]. И всегда ли то, что они усваивают, приносит благо как им, так и обществу? Например, четырнадцатилетний подросток Сэнди Чарльз[8] убил своего семилетнего приятеля, снял с него кожу, а затем сварил мясо своей жертвы. В ходе последовавшего судебного процесса выяснилось, что он подражал своему кумиру - герою фильма «Колдун» (Warlok). Сэнди верил, что, выпив жир, вытопленный из трупа, он научится летать.
Не так давно на прилавки книжных магазинов России поступили в широкую продажу книги английской писательницы Джоан Ролинг, повествующие о приключениях мальчика-волшебника по имени Гарри Поттер. Что можно сказать об этих книгах? Автор прочел все книги этой серии и просмотрел все фильмы, созданные по их сценарию. Обучиться магии и оккультизму по ним нельзя. Более того, автор уверен, что если бы не широкая реклама книг о Гарри Поттере, то их никто бы и не заметил, так как литературными шедеврами они явно не являются. Но значит ли это, что книги Джоан Ролинг полезны? Если по ним нельзя обучиться магии, значит, эти книги безвредны? Нет. Эти книги рассчитаны на детскую читательскую аудиторию и создают в их глазах определенный образ мага, нужно подчеркнуть, очень положительный. Прочитав книги о Гарри Поттере, ребенок может сделать несколько выводов: магия - это хорошо, заниматься магией полезно. Вот пример краткого диалога между Гарри Поттером и лесничим Хагридом из книги «Гарри Поттер и философский камень»: «А чем занимается министерство магии?
- Ну, их главная работа, чтобы люди не догадались, что в стране на каждом углу волшебники живут.
- Почему?
- Почему? Да ты чо Гарри? Все ж сразу захотят волшебством свои проблемы решить, эт точно! Не, лучше, чтоб о нас они не знали»[9].
Не захотят ли юные почитатели Гарри Поттера начать решать свои жизненные проблемы с помощью магии? Не будет ли следующим их кумиром Папюс или другие авторы трудов по магии и оккультизму?
В России существуют клубы почитателей Гарри Поттера, форумы в Интернете[10]. Автор статьи зашел на один из них, просмотрев тему, посвященную Богу, он вынес несколько суждений: почитатели Гарри Поттера практически ничего не знают о христианстве, в целом к христианству они относятся негативно. Нельзя допустить, чтобы Гарри Поттер превращался в кумира, которому ребенок должен подражать. Иначе, как знать, не захочет ли ваш ребенок полетать на метле, скажем, оседлав швабру и выпрыгнув из окна квартиры? Почему бы и нет? Ведь Гарри Поттер – это мальчик, прекрасно летающий на метле.
[1] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., Издательский дом Нева. 2001. С.25.
[2] «В 1970 году в Канаде было проведено уникальное исследование, которое оценивало эффекты от установки телевизоров. Исследователи изучали три города в Британской Колумбии. Они были очень похожи, только в одном городе («мультител» - много каналов) была возможность принимать несколько канадских и американских телевизионных каналов, жители другого («юнител» - один канал) принимали всего один канал, а третий, поскольку был расположен в долине, не получал никаких телевизионных сигналов («ноутел» - ни одного телевизионного канала). В этом исследовании ученые сравнили детей и взрослых во всех трех городах до и после того, как телевидение пришло на территорию «ноутел». Например, показатели творческих способностей были выше до появления телевидения в области «ноутел», и эти показатели превышали показатели в других городах до появления телевидения и показатели в любом из трех из трех городах после появления ТВ. … Подобное исследование, вероятно, никогда больше нельзя будет провести, потому что мест, не охваченных телевидением, больше уже не существует». Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., Издательский дом Нева. 2001. С.412.
[3] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000. С.67.
[4] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., Издательский дом Нева. 2001. С.57.
[5] Там же. С.190.
[6] Там же. С.22.
[7] Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000. С.66.
[8] Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., Издательский дом Нева. 2001. С.18.
[9] Ролинг Д. Гарри Поттер и философский камень. Росмэн - Пресс. 2002. Т.1. С.81.