Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму?

Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее всего, никакого. Кратко попытаюсь объяснить почему.

 Во-первых, в агни-йоге постоянно говорится о «незримом (тонком) учителе», в буддизме же учитель должен быть живым человеком.

Во-вторых, учитель в буддизме должен принадлежать «живой традиции», т.е. сам, в свою очередь, должен иметь учителя. У Рерихов не было таких учителей, все они были из «тонкого мира».

В-третьих, в буддизме статус учителя могут подтвердить другие представители этой же традиции, учительский статус Рерихов подтверждают лишь сами Рерихи. Даже последователи теософии Елены Блаватской их отвергли.

В-четвёртых, в буддизме огромное значение имеют практики медитации, которые отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Елена Рерих понимает визуализации «тонких учителей», в буддизме же речь идёт о постижении «пустоты», освобождении от мыслей.

Нужно заметить, что в агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание «пустоты» как всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это «реальное проявление» любящей доброты и сострадания ко всем существам.

Так же отношение к миру в агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о «духовном эволюционизме». Индивидуальность эволюционно восходит от одного «духовного» уровня к другому, продвигаясь по бесконечной цепи «космической  иерархии». В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из него, он не должен к нему привязываться.

Ссылки на буддийские источники и авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их потенциал не используется в учении. 

К тому же, рериховцы разделяют буддизм и учение Будды, считая, что буддисты извратили учение Будды. Елена Рерих об этом писала открыто: «…современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами…» ( Письма Е.И.Рерих. Цит.: Хранитель. №1. 1998., С.16).

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к традиционному буддизму не имели.

Теги: 
Елена Рерих, Николай Рерих, агни-йога, живая этика, буддизм

Поделиться

 
Яндекс.Метрика