Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Ислам: факты, анализ, наблюдения (интервью)

Фарес Нафал – сириец, много лет проживший в Саудовской Аравии. Арабский язык для него является родным. Ислам он знает по первоисточникам. Предлагаем вашему вниманию серию интервью, посвящённых исламу. Интервью взял Питанов В.Ю.

Оглавление

 

Ислам и христианство

Наука и ислам

О положении женщин в исламе

Ислам: религия единства или конгломерат сект?

Ислам и война

Ислам и секс

Ислам и христианство

 

1.  Фарес, расскажите нашим читателям немного о себе.

 

- Я сириец, родной язык для меня - арабский. По вероисповеданию я - православный христианин. Я долго жил среди мусульман, потому очень хорошо их знаю. С исламом мне пришлось познакомиться, не только лично общаясь с мусульманами, но и по их книгам, так как все аспекты исламского вероучения – догматическое богословие, Коран, Сунна, нормы Шариата (Исламское право), имеют особое и главное место в системе образования Королевства Саудовской Аравии, где мне пришлось жить около 7 лет.

В  суннитско – ваххабитскую Саудовскую Аравию я переехал с семьей из Сирии, которая неоднородна в своём исламском населении,  следовательно я имел возможность ознакомиться с разными направлениями шиизма. Таким образом, почти вся моя жизнь прошла в исламском обществе (как до, так и после Крещения). Сейчас я живу на Украине.

 

2. Как мусульмане относятся к своему пророку Мухаммаду? Кто он для них? Можно ли сказать что все течения, существующие в исламе, имеют к Мухаммаду одинаковое отношение?

 

- Начну с последнего. Для всех мусульман-суннитов и большинства шиитов Мухаммад – посланник Аллаха и непререкаемый авторитет. В самом Коране говорится, что если бы он в чем то изменил слова Создателя, то его бы постигло мгновенное наказание – смерть (69:46-47). Следовательно, абсолютно все его слова и действия имеют божественное наитие и составляют исламское предание – Сунну, которое наравне с Кораном составляет источник всех без исключения аспектов исламского вероучения – бытового, правового, религиозного, прочих, включая мелочи  (как пророк справлял нужду или как поздравлял с каким-либо событием).

Однако существуют и, если так можно выразиться, "протестанты в исламе" – некоторые течения шиитов (как некоторые направления Друзов), которые не только не признают Мухаммада пророком, но и открыто хулят его. Правда, они немногочисленны, и более приближены к язычеству, нежели к истинному исламу.  

 

3. Если изучать жизнь пророка ислама Мухаммада, то несложно заметить, что он  часто совершал сомнительные с этической точки зрения поступки. Он женился на шестилетней девочке, когда ему было пятьдесят, имел большой гарем, убивал, грабил, подкупал людей, был нетерпим к критикам вплоть до их убийства, был явно не равнодушен к материальным благам. Как мусульмане относятся ко всем этим сомнительным «подвигам» своего пророка? Возможны ли в исламе критические отзывы о Мухаммаде?

 

- Понимаете, такого вопроса перед мусульманином и не стоит. Главная формула исламского права такова – разрешено то, что разрешено Аллахом через пророка, и запрещено обратное. Следовательно, все действия пророка имеют свойство "Боговдохновенности". Тем более, это "разрешённое" – что наложницы ("ma malakat aymanuhum"), которых может быть неопределённое множество, что лёгкий развод, что узаконенная педофилия, что многое другое – не вызывают никаких протестов, это ведь весьма и весьма "удобно" для них самих.

 

 4. Священная книга ислама – это Коран. Как мусульмане относятся к Корану? Можно ли утверждать, что текст современного Корана и первая его версия идентичны или между ними есть отличия, если есть, то в чём они заключаются? Разрешается ли в исламе критически подходить к Корану?

 

- Коран – это, несомненно, непререкаемый авторитет. И если некоторые действия и слова Мухаммада (точнее, информация сохранившаяся о них) может быть подвергнуты анализу, критике и бойкоту как "недостоверные", то из Корана уж слов точно не выкинешь. Однако и здесь не все так гладко, как кажется. И вот почему.

Во-первых, существуют и фактические, внутренние противоречия текста. К примеру, в 50.37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, тогда как в 41.8-11 говорится о 8 днях, или же в 32:5 говорится о длительности Судного Дня, что он "продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете", когда как в 70:4 длительность этого дня в нашем летоисчислении уже пятьдесят тысяч лет. О полном несоответствии  информации Корана об учениях христианства и иудаизма и реалиями данных учений и говорить не приходиться – оказывается, иудеи отпали от Бога, начав почитать Узаира – сыном Божьим (9:30), а по 5:116, христиане почитают богами в языческом смысле Христа и Марию. По сути, Коран ложно передаёт учение христиан и иудеев, превращая их в язычников, отпавших от Единого Бога.

Во-вторых, мы не можем не учитывать специфику арабского языка. В этом языке, кроме букв, словообразование регулирует ещё и система огласовок. Этих огласовок, в общем счёте десять, каждый из которых несёт определённый звук ("у", "и", "а", "ун", "ин", "ан", знаки ударения, и т.д.). Попадая над определённой буквой, она изменяет звук буквы. К примеру, буква "н" может быть под огласовкой и "ну", "ни", "на", "нун", "нин", и т.д., изменяя подчас и сам смысл слова. К примеру, при одной структуре букв слова  yaktlun (убить), с расставлением огласовок, смысл – да и собственно, само слово - может измениться на "yaktulun" (они убивают), а при ином расставлении на "yuktalun" (их убивают). Также, многие буквы имеют единое в написании основание, и различаются лишь точками над или под ними (к примеру, ث    - это одна буква, ب – другая, а ت – третья).

Коран записывался как во время жизни Мухаммада на отдельных свитках, папирусах, шкурах животных, так и после его смерти. И лишь во время правления Османа ибн Аффана (643-655) он был записан, собран и оформлен в настоящем виде. При этом ни точки, ни огласовки в этот период еще не были известны, они были введены в язык и расставлены в Коране лишь в 661-680 годах от Р.Х. арабским ученным Абу Аль - Асвадом Аль-Дуали, при правлении Омейядов. К этому времени многие, кто выучили Коран наизусть, погибли в боях, а записи многажды переписывались (без точек, конечно). К примеру, 5 аят из 47 суры Корана - «Бог не допустит неудачи в делах тех, которые сражаются во славу Его». "katalu" при изменении положения огласовок  будет читаться читать "kutilu", то есть вместо «те, которые убивают» – «те, кто были убиты». После Абу Аль – Асвада огласовки добавлялись, совершенствовались, и полностью сформировались в нынешнем виде лишь в период правления аббасидов (750-850 гг.). Поэтому, фактически, о полной сохранности смыслового содержания Корана в исходном виде мы говорить конечно не можем. В самом Исламе существует 7 видов (традиций) чтения Корана, в которых меняется чередование слов, огласовок. Но, конечно смысл один, а написание в Коране разное.

 Стоит отдельно сказать о "Поэтичности и литературном совершенстве" Корана, о котором любят повторять мусульмане. Филологи насчитали множество грамматических ошибок в Коране, нарушения  элементарных правила склонения падежей, множественного числа (2:196, 5:69, 22:19, и др.). Их описание я опускаю.   

 

5. Ислам поделён на множество течений, насколько сильно они отличаются друг от друга? Как последователи одних течений ислама относятся к другим?

 

- Да, Вы правы. Ислам делится на два основных течения – суннизм и шиизм. Сами же эти течения делятся внутри себя на множество направлений. Внутри суннизма более однородные и близкие учения и отношения. Шиизм же многогранен – от более или менее близкого к суннитам исмаилизма, до почти языческого друзизма. В общем, шиизм – это модернизм по сравнению с консервативным суннизмом (находят там место и почитание угодников, имамов, и амулеты, не говоря об отклонениях от исконного учения Корана и сунны), и поэтому сунниты презирают их, почитая язычниками и отступниками, а иногда и открыто враждуют с ними, доходя до убийств. Известнейший всему миру печальный пример этого – конфликты в Ираке.

 

6. Как мусульмане относятся к поклонению метеориту в Каабе? Они не считают, что оно сильно напоминает идолопоклонство?

 

- Ответ на этот вопрос был дан халифом Умаром ибн Хаттабом. Во время хаджа, увидев чёрный камень, он сказал: "я знаю, что ты – всего лишь камень, который не приносит ни вреда, ни пользы. Но я целую тебя, потому что видел, как пророк целовал тебя. Если бы не видел – не сделал бы этого" (см. Сахих аль – Бухари, №1597). Более того:  "кто поцеловал его (обратился к нему лицом), прощены будут грехи его" (Передано от Абд Аллах ибн Умара. "Аль таргиб уа аль тарггиб", 2/184). Как уже и было сказано выше,  Мухаммад – пророк Аллаха. Поэтому все его действия были "санкционированы" свыше, и у мусульманина и не возникает никаких вопросов. Действия пророка – это аксиома жизни муслима. Во всем.

 

7. Как мусульмане относятся к христианам и иудеям? Меняется ли отношение к ним в зависимости от течения ислама или в этом вопросе все мусульмане едины? Имеются ли какие-либо юридические ограничения для христиан и иудеев в исламских странах?

 

- В этом смысле Коран и сунна категоричны. Иудеи и христиане – кафиры, отступники, исказители Слова Божьего. Поэтому им не положена закят – милостыня, им налагается по шариату налог, превышающий годовой их доход. Не имеют они права слова, проповеди, религиозной свободы. При завоевании христианских областей Сирии, Египта, их жителям ставились такие условия: либо платить налог и принять все ограничения, либо покинуть свой дом и имущество. Был и третий вариант – принять смерть (смешно сказать – до сих пор мусульмане считают это проявлением милости и предоставлением свободы исламом).

 Отношение к христианам разнится в зависимости от государства и течения. Ваххабиты-сунниты (это Саудовская Аравия) крайне категоричны – ненависть к христианам и иудеям взращивается полностью на почве чистого вероучения ислама, тогда как в социалистической и, преимущественно, шиитской Сирии могут дружить и заключать браки мусульмане с христианами. Все зависит от чистоты следования Корану и сунне. Чем чище (ближе к Корану) ислам, тем больше мусульмане ненавидят христиан и иудеев.

8. Как мусульмане относятся к Библии, насколько хорошо её знают? Изучение Библии в исламских странах поощряется или запрещается? Когда мусульманские апологеты занимаются критическим анализом Библии, на что они опираются в своих исследованиях, насколько хорошо знают библейские языки?

 

- Ислам определяет Библию как исковерканную и искажённую людьми Божью Книгу. А, следовательно, опасно ее читать и верить в неё, истинное и чистое Слово Божие - это Коран. Однако апологеты ислама ссылаются на Библию, а точнее, на выгодные, как они считают, строки, выдранные из контекста, в доказательство истинности ислама и лживости христианства. Однако, критерий отличия «искажённого» текста Библии от неискажённого лишь один – подходит ли данный текст чаяниям Ислама или нет. Никакой серьёзной работы сличения древних текстов Библии для выявления её подлинного текста, как это делают профессиональные библеисты, мусульманские апологеты не проделывают, главный их «научный» критерий: «Я так считаю, значит, так оно и есть». Впрочем, они и библейских языков не знают, хотя многим из них это не мешает заявлять о себе как об экспертах по библейским вопросам.

Мусульманин не утруждает себя поиском истины в критике и источниках. И поэтому, он становится жертвой не непонимания текста, а прямого обмана апологетов ислама. В частности, этот метод использовал знаменитый Ахмад Дидат. Зачастую, не зная греческого (что неоднократно доказывалось), ссылаясь на каких-то туманных "учёных", он предлагал ложный перевод слов Нового Завета. К примеру, слово "Параклетос" он истолковал как "Восхваляемый, что в переводе на арабский означает Мухаммад", когда как истинное его значение – "Утешитель". Тем не менее,  попытка заменить пророчество о сошествии Святого Духа предсказанием о пришествии Мухаммада прочно укоренилась в сознании мусульман, и уже много лет все попытки доказать обратное терпят неудачу – настолько высок среди мусульман авторитет подобных "учёных".

В общем, мусульмане не знают Библию, а исламские «учёные» рассказывают мусульманам сказки о её смысловом содержании.

 

9. Попытайтесь обрисовать представление о христианстве обычного мусульманина, жителя Саудовской Аравии.

 

- В представлении обычного мусульманина Саудовской Аравии, христианство – это трибожие. У христиан три Бога – сам Бог, Христос, и Богоматерь. Крестное знамение означает – "во имя Бога, Сына, жены Бога (Богородицы) и Гавриила архангела". Также, христиане – это идолопоклонники, так как поклоняются святым, кресту и иконам. Они – нечистые и распутные, у них процветает проституция и наркомания. Они слушают священников, которые умышленно уводят их от истины.  И это – лишь малая часть мифа...

 

10. Если мусульманин переходит в христианство, как на это реагируют его бывшие собратья по исламу?

 

- Только отрицательно. Более того – по законам шариата ему положена смерть. В таких странах, как ОАЭ или Саудовская Аравия, это исполняется неукоснительно. В более европеизированных странах, таких как Египет, где это положение шариата не отражено в государственном законодательстве, родственники сами пытаются свершить самосуд. Известный всему Египту случай произошёл с Мухаммадом Хиджази, отец которого в государственных СМИ пообещал найти сына и собственноручно убить. Однако часто это совершается негласно и в отдалении от внимания СМИ и общественности. Поэтому христиане этих стран предпочитают скрывать свою веру ото всех, даже от своих близких.

 

Наука и ислам

 

1. Фарес, можно ли назвать образованным человеком пророка ислама Мухаммада?

 

- Так уж исторически сложилось, что Аравийский полуостров во всех жизненных аспектах всегда был периферией. Просто он никому был не нужен. В истории не известно крупных империй, которые были бы заинтересованы  бессмысленными барханами полуострова и воинственными племенами-кочевниками,  их населявшими. Только  Персия заняла стратегически важные южные и восточные побережья. По этой причине возникновение языкознания, грамоты и науки обошло эти края стороной. Образование было доступно лишь немногочисленной купеческой интеллигенции, "прорывающейся" два раза в год на север в Сирию. Однако даже такое образование получали единицы. В такой среде и родился пророк ислама Мухаммад. Образованность не была его сильной стороной. И, что интересно, мусульмане почитают это за честь. В этом они видят доказательство богодухновенности Корана и Сунны. Ведь иначе безграмотный мужчина не мог сам сочинить такое чудо, в котором его последователи и ныне находят т.н. "научные чудеса"? Сам Коран подтверждает этот факт: «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем»[1].

Но так ли это на самом деле? Думаю, что да. Анализ всех "чудес" Корана  соответствует примитивным народным представлениям тех времен, а тексту далеко до литературного совершенства. Учение Корана пополнялось в соответствии с обстоятельствами жизни Мухаммада, не представляя экстраординарного явления даже для тех времен. Поэтому оснований не доверять этому утверждению нет, а если вслед за мусульманами утверждать, что Коран – это слово Божье, то  тем более.

 

2. Что сказано об образовании в Коране и Сунне?

 

- Коран поощряет познание. «Аллах возвышает степенью тех из вас... которым даровано знание»[2]. Образование поощряет и Мухаммад: «Поиск (требование) знания – обязанность каждого мусульманина»[3]. Конечно же, если целью жизни мусульманина является почитание Аллаха, то на первом месте[4]  стоит знание религиозное.

 

3. Были в истории ислама периоды, когда наука процветала? Если да, то какие этому были предпосылки и почему этот период закончился?

 

- Любопытно стремление апологетов ислама причислить себе лучшие изобретения периода "золотого века ислама" (XIV-XV вв.). В реальности, ислам не привнес в мировую культуру ничего, кроме самого себя, но, тем не менее, исповедующие его высшей истиной утверждают, что именно он стимулировал ученых к исследованию природы и ее законов. Но так ли это?

 Судите сами. По словам имама Аль-Ашари, Бог творит мир  заново каждый миг[5]. Следовательно, какой смысл исследовать мир, изменяющийся и образовывающийся по-новому  каждую минуту?  Плюс Воля Аллаха  неизвестна: вдруг завтра вообще все будет иначе, и солнце взойдет на западе? Это так же стимулирует научную мысль, как устав КПСС – развитие религиозных культов...

И все-таки, в "Золотой век" ученые у исламской уммы были. Великие имена: Хорезми, Джабир ибн Хайан, Аль-Кинди... Но принадлежат ли они исключительно умме? Очевидно, нет, и вот почему. Родиной всех этих ученых были Междуречье (Ирак)  и Персия, жемчужина востока, перенявшая знания и элементы религии Греции.

 Вы спросили меня о причине окончания этого периода. Я хотел бы ответить вопросом на вопрос: почему после завоевания исламом этих земель плеяда ученых прервалась? ... Ислам привнес в культуру этих земель только самого себя, поглотив все другое. Из наук развивались лишь риторика, филологические дисциплины и архитектура. Другой, отличный от истинно исламского оккупационного поведения пример проявился позже, при завоевании Андалузии в VIII-XVвв. Испано-исламская культура отличалась от исламского Ближнего Востока тем, что завоеватели не побоялись смешать труды своих художников, скульпторов и уже упоминавшихся ученых с плодами и достижениями  христианской культуры Европы. Халифы Андалуса показали миру высшую степень мудрости, проявив невиданную и ныне терпимость и восприимчивость к иной культуре. В итоге исламское искусство и европейская наука образовали одно из самых заметных государств в истории человечества.

 

4. Как современные мусульмане относятся к образованию и науке?

 

- Дело в том, что исламский восток не знал об образовании до колонизации его Францией и Англией. До Саудовской Аравии жажда к знаниям пришла и того позже – в середине прошлого века, когда выяснилось,  какие запасы нефти лежат в недрах страны. Королевство осознало перспективы, которые дает "черное золото", и за рекордно короткий срок реформировало все, в том числе и министерство образования. Вслед за социалистической Сирией и либеральным Ливаном, суннитская страна ввела приказ об обязательном среднем образовании. Более того, страна поощряет выезд лучших учеников за границу для получения специальности. Но, увы, в обществе тенденция обратная. Я был свидетелем, как учащиеся 9, 10 и 11-го  классов на вопрос о выборе профессии ответили довольно лаконично: пастух...

 

5. Что собою представляет система среднего и высшего образования в странах, где главенствует ислам?

 

- Прежде всего, следует определиться, какие страны мы имеем в виду. В Сирии, Ливане и Египте, например, система образования похожа на европейскую. Школа в этих странах делится на начальную, среднюю и высшую. Обязательным является обучение в начальной школе (неполное среднее образование). Двенадцатый класс заканчивается экзаменами, по количеству баллов которого и определяется круг ВУЗов, доступных для поступления абитуриента. Самый высокий процент баллов требует медицинский ВУЗ (не менее 98%), после него – инженерный (около 90%). ВУЗы организованы по тому же принципу, что и европейские: лекции, зачеты, практика... Интернатура, аспирантура и докторантура также устроены по западным стандартам.

Но чем южнее, тем хуже обстоит дело. Возьмем ту же Саудовскую Аравию. Уровень образования низок, точные науки преподаются на примитивном уровне (лишь в 11 классе ученик впервые слышит про простейшие тригонометрические функции), курс истории охватывает лишь историю исламских стран и завоеваний, а английский алфавит начинают изучать лишь с 6-го класса. Лидируют религиозные дисциплины, арабский язык и литература (курса зарубежной литературы нет). И в ВУЗах, и в школах девиз один: в первую очередь воспитать мусульманина... И становится жаль тех, кто поехал получать высшее образование за рубежом: с их  пробелами в знаниях им приходится нелегко...

 

6. Какое место занимают религиозные дисциплины в среднем и высшем образовании исламских стран?

 

- Тут я лучше продемонстрирую свой аттестат, об окончании одной из школ КСА:

"Предметов: 20

Пройдено успешно: 20

Предметы:

-Коран (100 б).

-Толкование Корана (100б).

-Сунна. Изречения пророка Мухаммада(100б).

-Исламская теология (100б).

-Шариат. Исламская юриспруденция (99б).

-Шариат. Исламские обряды (97 б).

-Техника чтения Корана. Таджуид (100б)...

А если учесть, что остальные гуманитарные науки базируются исключительно на религиозной основе (так как цель жизни человека вообще сводится лишь к почитанию Аллаха), можете представить, какую идеологическую нагрузку заключает в себе такая программа обучения.

 

7. Какие науки наиболее развиты в исламских странах?

 

- Богословские, филологические и обще-гуманитарные: история, социология, педагогика и некоторые другие.

 

8. В исламских странах доступ к образованию одинаковый у мужчин и женщин? Существует ли какие-либо ограничения на получения образования по религиозному признаку?

 

- Опять же: все зависит от того, насколько далека страна от исконного ислама. В республике Сирия, например, перед образованием одинаково равны мужчины и женщины, христиане и мусульмане. Более того, женщине не нужно согласие родителей или мужа на поступление в ВУЗ или окончание школы. Религиозные дисциплины в сирийских школах умещаются в одну книгу (1 час в неделю), и зависят от религии учащихся.  Дети мусульман учат основы исламского вероучения, а христиан – христианского. Но далеко до этого идеала Йемену, Саудовской Аравии и Бахрейну. Мало того, что женщина полностью зависима от мужчины в вопросе образования (равно как и в любом другом вопросе), в институтах этих стран многие кафедры закрыты для женщин. Только в медицинские, педагогические и экономические (лишь на обучение "канцелярско-секретарскому делу") поступают абитуриентки. Что касается детей христиан, то родители предпочитают отдавать их в частные иностранные школы, где они будут ограждены от ненависти и  программы, переполненной идеологией.

 

9. Фарес, есть ли у вас личный опыт обучения в школах Саудовской Аравии? Если да, расскажите о нём.

 

- Я учился в разных школах Королевства Саудовской Аравии более 7-и лет. Эти годы лично мне дали многое. Видение идеологии изнутри, плодов ее насаждения – это самое страшное, что может быть даровано любому стороннему наблюдателю. Дальше я выскажу вещь, которая способна поразить многих: молодежь этого государства намного развращеннее их сверстников,  проживающих в Европе и США. Низкий уровень образования, поощрение религией человеческих страстей, которое одновременно запрещает их удовлетворение, породили омерзительное повсеместное распространение гомосексуализма, которое юноши не стеснялись проявлять даже в школе. Закрытые стены школ и раздельная система образования не позволяли увидеть, что происходит в учебных заведениях, где учились девушки, но хватило и того, что есть в мужских.  Были  семена – и налицо плоды... 

 

10. Насколько высок процент необразованных людей в исламских странах?

 

- Этот процент достаточно высок. Но если в Египте он составляет 20%, то на Аравийском полуострове он выше – около 40-50%

 

11. На ваш взгляд, ислам способствует развитию среднего и высшего образования, а также науки?

 

- Смотря какой ислам. Исконный сам логически исключает естественно-научное знание. Лишь очеловеченный, одухотворенный ислам дал возможность развитию культуры, науки, а, следовательно, и образования. Почему? Ответ прост. Вслед за христианской культурой он откликнулся на призыв исследования, а значит, и за призывом Господа к совершенствованию. Взгляд, обращенный вокруг, приближает человека не к исламскому творцу-деспоту, а к истинному Богу-Любви. Остается лишь надеяться, что призыв этот будет услышан, и страны ислама наконец-то вырвутся из тьмы седьмого века к свету познания природы и самих себя.

 


[1] Коран 7:158

[2] Коран 58:11

[3] Ибн Маджа. 1/81. №224

[4]http://www.alifta.org/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=3&View=Page&PageNo=1&PageID=4331

[5] Hamud Ghuraba. Abu Al-Hasan Al-Ashari. Cairo, 1973г., стр. 86

 

 

О положении женщин в исламе

 

1. Что о женщинах сказано в Коране?

 

- Знаете, Виталий Юрьевич, вот уж поистине странная вещь – когда исламские апологеты пытаются опровергнуть "лживые обвинения о положении женщины в Исламе", они начинают приводить общие цитаты из Корана о человеке. К примеру, некий Сулейман Сакр, рядовой мусульманин, на статью которого я случайно наткнулся на просторах интернета, решил начать свое творение с напоминания о равности всех перед Аллахом, а конкретно, с аята 20:124:  "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым". Однако, описывая положения Ислама о женщинах, он озаглавил один из пунктов словами аята 4:34: "Мужья стоят над женами". И вправду – во многих местах женщина ставится ниже мужчины. 2:282 говорит, что голос одного мужчины по Шариату равен голосу двух женщин: "И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей". Также и в наследстве – 4:11 говорит: " Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин". Да и вообще: "Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете" (2:223)... Приведя эти же цитаты (и другие, которые будут приведены мною по ходу Ваших вопросов ниже), Сакр, в унисон со многими другими авторами подобных публикаций восклицает: "Велика свобода женщины в Исламе! Как они еще могут сомневаться?!"...Было бы смешно, если бы не грустно...

Мусульмане Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока искренне верят в эту свободу женщины в своей религии, свободу более обширную, нежели в иных вероучениях. И это понятно исторически. На протяжении веков общество, не затронутое религией Ветхого Завета (а впоследствии и Нового) и правда относилась к женщине лишь потребительски, считая ее лишь способом удовлетворения своих низменностей. Появление девочки в семьях воинов-кочевников Аравии воспринималось как немилость богов и позор. И в связи с этим было распространено закапывание девочек живьем – арабское "Уа'ад аль банат". Коран сам  приводит это сравнение – себя и обычаев: "Когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили" (81:8,9). Да, для тех времен это был прорыв. Но совместим ли он с прорывом  этих слов? "Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф 5:22-25)? Актуален ли он сейчас? Люди, защищающие Коранический текст, как мы видим, боятся дать себе в этом ответ.

 

2. Какие примеры отношения к женщинам мы можем найти в хадисах?

 

- Сунна вторит Корану своими текстами о женщинах. Однако в хадисах Мухаммад не забывает Коран дополнять – как разъяснениями, так и своим мнением. К примеру, Мухаммад говорит: "Если бы я приказывал кому-либо пасть на колени перед кем-либо, я бы приказал женщине пасть на колени перед ее мужем" (Аль-Тармузи, 1079). В другом же месте: "Женщина - как ребро – кривая; если захочешь распрямить и исправить ее, то поломаешь ее, а если хочешь насладиться ею, то насладишься и в кривости ее" (Сахих аль- Бухари, 5184).  Как Мухаммад относился к женщинам, откровенно рассказывает его жизнеописание. Нескончаемое количество наложниц (к которым относились,  как к части имущества), которых он уводил после очередных битв (яркий пример – это штурм евреев Бани Курайза, в результате которого были убиты все мужчины, а имущество и женщины были распределены Мухаммадом среди мусульман), и "исключительное право" пророка иметь нескончаемое количество жен (всего их было 13) говорят сами за себя. Ну а так как все действия пророка "санкционированы" свыше, то они являют пример для всех мусульман и поныне.

 

3. Что собою представляет брачное право в исламе и каковы по нему права у мусульманок, тождественны ли они правам мужчин?

 

Вот юноша решает жениться. И, естественно, первый его шаг – это выбор. Критерии выбора определил сам Мухаммад: "лучшая женщина -  это та, при взгляде на которую наслаждаешься, которая слушает тебя в приказах твоих, которая верна тебе собой и деньгами твоими" (Аль-Нисаи, китаб аль-никах,6/68, №3231). В Саудовской Аравии невесту ищут родители. Жених имеет право встретиться и поговорить с избранницей родителей (естественно, в присутствии родственников - своих и невесты). Дотошность проверки невесты со стороны жениха и его семьи поражает – сам Мухаммад при сватовстве посылал свои родственниц с увещанием: "Проверьте все! Нюхайте ее рот! Нюхайте ее подмышки!" (Марасиль Аби-Дауд, №190). При согласии жениха, отца невесты, и при наличии двух свидетелей свершается т.н. никах – обряд, при котором устанавливается брак словами отца (или представителя невесты при смерти отца – дяди, брата и т.д.) невесты: "дочь (или сестра, племянница...) моя жена твоя", а также ответом жениха:  "принял я ее женой своей". С этого момента жена полностью подчиняется мужу, она даже не может выходить из дома без разрешения мужа (Маталиб аули аль-нахи, 5/271), иначе она считается непокорной и горделивой, и муж вправе прекратить ее содержание и общение с ней, и, в случае "непокорности" ее  в дальнейшем, имеет право развода с ней.

Известны уровни наказания "непокорных" жен.  Если жена, к примеру, уклоняется от выполнения "супружеского долга", то Коран (4:34) предписывает вразумление словами. Если же это бездейственно - прекращение общения и проведения ночи с ней на одном ложе. Если и это не дало результата, то в ход идут удары. Ибн Аббас, передавая слова Мухаммада, говорит: "…бить надо больно и до тех пор, пока она не согласится на совокупление" (Аль-Табари,6/709). Книга "Аль-бахр Аль-мухит" в главе 3/252  разъясняет правила избиения: "В начале – легкая пощечина. После – палка или хлыст.. бить больно, но без следов, пускания крови и уродования... если же и удары не подействовали, то следует связать ее и совокупиться, так как это – его право". Строки говорят сами за себя...

Пытаясь оправдать это насилие, мусульмане прикрываются цитатой "избиение без следов". Но всегда при этом мне вспоминаются строки детективного романа Б.Акунина "Декоратор":

" — Из семнадцати интересующих нас мясников четверо татары и трое жиды. Они — на подозрении первые. Но чтобы избежать упреков в предвзятости, я арестую всех. И поработаю с ними как следует. Слава Богу, опыт имеется. — он хищно улыбнулся и потер руки. — Стало быть, так. Перво-наперво нехристей солонинкой покормлю, ибо православный пост им не указ. Свинину они жрать не станут, так я говядинкой велю попотчевать, мы чужие обычаи уважаем. Православных — тех селедочкой угощу. Пить не дам. Спать тоже. Ночку посидят, повоют, а с утра, чтоб не заскучали, буду по очереди вызывать, и мои ребята их «колбаской» поучат. Знаете, что такое «колбаска»?

Тюльпанов потрясенно покачал головой.

— Преотличная штуковина: чулок, а в нем мокрый песочек. Следов никаких, а очень впечатляет, особенно если по почкам и прочим чувствительным местам.

— Леонтий Андреевич, вы же университет кончали! — ахнул Анисий.

— Именно. И потому знаю, когда можно действовать по правилам, а когда общественный интерес позволяет правилами пренебречь".

В случае же ислама интересы достигаются уже узаконенными средствами, которые не чета перечисленным акунинским следователем. Но, несмотря на это, хоть в лепешку расшибись – а "в исламе равноправие мужа и жены"...

 

4. Что такое гарем,  каково правовое положение находящихся в нём женщин, насколько практика создания гаремов популярна у современных мусульман, кто такие наложницы?

 

Вероятно, слово "гарем" произошло от арабского "haram" – "запретное", "закрытое для других", "неприкосновенное". И правда – наложницы (женщины, захваченные в боях мусульманами) были частью неприкосновенного имущества их хозяина. Ислам не отменяет и по сей день это право – наложниц может быть нескончаемое множество. Прав у них нет – они делают лишь то, что желает их обладатель (единственный запрет, предписываемый хозяину – использование их в неправедных целях - против веры и братьев-мусульман). Кто считает, что это лишь пережитки прошлого, того я отсылаю к многим фетвам (к примеру, №№8720, 18851), изданным в конце XX – начале XXI веков.

 

5. Что собою представляет временный брак, существует ли он только у шиитов или присутствует и в других направлениях ислама? На чём основана данная практика, на Коране или каких иных вероучительных источниках?

 

- Практика временного брака существуют только в шиизме. Заключается он в том, что мужчина и женщина заключают никах на определенный срок, по истечении которого они перестают быть супругами без свершения развода (в его исламском значении). При этом дети этого брака остаются с отцом. Временный брак – это результат вольного толкования Корана в шиизме, в частности аята 24-го четвертой суры: "Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете намерение жениться и передаете соответствующие свадебные подарки, а не планируете прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок вы должны передать в обязательном порядке. После этого нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете". Суннизм толкует последнее предложение аята как договор о размере подарка, шииты же – как разрешение на такой вид брака. Как видите, обоснование крайне слабо.

 

6. Существует ли в исламских странах проституция?

 

Да, существует. И более того – процветает. В Саудовской Аравии действует целая сеть подпольных номеров, пользующихся особой популярностью среди молодёжи. Отчаянные попытки религиозной полиции их обнаружить не увенчались успехом. Процветает также и подпольная порноиндустрия. Правительство закрыло доступ к порнографическим интернет ресурсам, и ответом явилось распространение посредством MMS пересылок. Это главная проблема и болезнь школ и ВУЗов страны.

 

7. Может ли мусульманка учиться, работать, заниматься бизнесом без разрешения мужа?

 

Нет, женщина не имеет права делать что-либо без разрешения мужа, иначе она считается горделивой и непокорной. Да и зачастую этого вопроса и не возникает, особенно в исконно мусульманском обществе. Мусульманки давно смирились со своим положением в религии и обществе. Ее задача – быть угодной мужу и матерью своих детей.

 

8. Развод в исламе - что это такое? Как к разведённым женщинам относится мусульманское сообщество?  Какие имущественные права у разведённой мусульманки? С кем чаще всего остаётся ребёнок после развода?

 

Развод в исламе наступает после слов мужа "Я объявляю тебе развод", причем при произнесении такой фразы трижды, наступает окончательный развод. При неокончательном разводе муж еще может одуматься и вернуть ее в свой дом, а также удостоверится, не беременна ли жена – для этого установлен определенный срок, т.н. "Аль-аудда" (для беременной это девять месяцев, для небеременной – три месяца, а для той, с которой не было близости, аль-аудда отсутствует). Об этом говорят аят 65:4. Если же был совершен окончательный развод, то, согласно 2:230, мужу "…недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. и, если тот разведется с ней". Теперь же о имуществе. 2:241 гласит: "Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных". Итак, компенсация положена разведенной. Размер ее устанавливает судья по материальному состоянию бывшего мужа. Однако если развод произошел до близости между супругами, то компенсации жене не положено (в исключительных случаях, если махра (свадебного подарка) не было, то предписывается компенсация). Также муж обязан обеспечивать ребенка, который по законам ислама должен оставаться с матерью на период кормления и до его юношества: "…ребенок должен оставаться с матерью из за ее нежности и любви" (Аль-Табари. Аль-джамиа лиахкам аль – куран, т. III, стр. 160).  

 

9. Как ислам учит о посмертном существовании мусульманок? Правда ли, что в представлении мусульман рай - это публичный дом в саду?

 

- Да, это правда.  Однако, конечно же возникает вопрос – если мужчинам положены "полногрудые сверстницы"– гурии и кубки вина (ср.78:33,34), то что же ждет мусульманок? Об этом Коран и Сунна говорят туманно. Некоторые толкователи считают, что у женщин тоже будет множество таких же партнеров мужского рода, Однако, цитаты из хадисов скорее говорят о том, что женщины будут в раю со своими мужьями. "Услышав это, женщина сказала: О, Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О, Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: „О, мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!“ Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой" (Ибн Касир). Поясняя, алим говорит: "Верующая женщина в Раю, с позволения Премудрого Господа, снова выйдет замуж за своего мужа, если она была замужем за мусульманином. В Коране сообщается, что ангелы молятся за верующих: «Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый" (Гафир, 8).

 

10. Как мусульмане относятся к христианкам и представительницам иных религий?

 

Как и ко всем неверным – как к падшим и заблудшим людям. Однако в случае войны они попадают в плен, или же – если женщина иудейка либо христианка – становятся женами.

 

11. Каково представление среднего жителя Саудовской Аравии о христианках?

 

- Лучший пример – это то, что мне два года назад сказал имам одной из мечетей город Карья-аль-улия Саудовской Аравии: "Все женщины Запада – блудницы, проститутки, нечистые и неверные своим мужьям. Они непокорные мужьям, и зачастую курящие и наркоманки. Они не уважают ни отца, ни мать...не дай-то Бог быть нашим дочерям такими...".

 

12. От чего придётся отказаться христианке, если она вдруг захочет выйти замуж за мусульманина?  

 

- Ей нужно забыть о своей вере в первую очередь: хоть ислам и разрешает браки мусульманин с христианками, но с надеждой на обращение жен ("Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас" (2:221, да и мусульманкам категорически запрещено выходить замуж за иноверцев). Дети тоже будут принадлежать иной культуре. Ей придется забыть о словах "равенство", "равноправие" и "постоянство в семейной жизни",  ей придется отказаться от окружения и общества христиан... И если для нее все это дорого, то стоит много раз подумать: а стоит ли?...

 

Ислам: религия единства или конгломерат сект?

 

1. Фарес, как много направлений существует в исламе? Какие из течений ислама самые многочисленные?

 

- Еще до первого раскола в истории ислама Мухаммад сам предсказал разнообразие будущих направлений в новообразовавшейся религии. Согласно хадису, переданному "маснадом ибн Ханбаля" (2/332), основатель ислама сказал: "Иудеи поделились на семьдесят одно направление, христиане – на семьдесят два. Моя же умма поделится на семьдесят три направления, из которых участь всех - ад, кроме одного".

Многие знают, что  самая известная и повсеместно используемая квалификация делит всех людей, считающих себя мусульманами на суннитов (от араб. Sunna – путь) и шиитов (от араб. Al-tashayua – быть соратником). Однако она не совсем верна. Если сравнивать ислам с христианством, то выявляется такая же условная схема – исламские "православные", "католики" и "протестанты". Кроме ортодоксов-суннитов и отколовшихся от них реформаторов-шиитов в исламе существуют иные течения, значительно отличающиеся как от одних, так и от других. К примеру, кураниты стоят особняком как от шиитов, так и от суннитов, отрицая важность предания – сунны – и, в частности, изречений Мухаммада в исламском вероучении, полагая, что все слово божье запечатлено в Коране и не нуждается в дополнении или изъяснении. Однако эти течения крайне немногочисленны и ограничиваются определенными территориями исламского мира. По данным статистики сегодня в мире преобладают сунниты (1.57 млрд. чел.). На втором месте – шииты (200 млн. чел.).

 

2. Могли бы вы назвать основные отличия главных течений в исламе?

 

- Первые причины разделения мусульман были чисто политическими. Конфликт внутриисламских партий, не утихавший со дня смерти Мухаммада, обострился после смерти третьего халифа – Усмана ибн Аффана (643-655 гг.). После выбора его правителем после Умара ибн Хаттаба, обнаружилось отсутствие в нем многих качеств его предшественников, главное из которых - умение лавировать между аппетитами различных знатных родов Мекки. Сам же Усман принадлежал к Омейадам, которые, зная слабовольность халифа, опустошали государственную казну. Недовольство хашимитов, к которым принадлежал Али бин аби Талиб (всеми силами, однако, поддерживающий Усмана), росло. Апогей бунта пришел на 655 г. и завершился убийством Усмана делегацией из Египта. Преемником его был избран Али. Однако наместник Сирии, Омейад Муавия ибн аби Суфьян, не преминул обвинить нового правителя в смерти родственника, отвергая законность его избрания. Исламская общественность впервые раскололась надвое - на соратников Али и поддерживающих Муавиию. Война Муавии против четвертого халифа закончилась образованием нового государства Омейадов в Сирии и Египте. Правление же Али на Аравийском полуострове и Ираке завершилось его убийством в 661 г. Однако имя ближайшего друга Мухаммада осталось легендарным и после его смерти. Справедливость, попытки восстановить равенство в современном ему обществе, религиозная ревность,  "мученическая" смерть – вот те черты, которых особо остро выделяли соратники Али и после его смерти, обостряя былой политический конфликт, который плавно переходил в религиозный. Вот уже своим правителем и духовным лидером шиитов – имамом – избирается второй сын Али – Хусейн ибн Али, убитый в сражении с омейадами при Карбуля в 680 г. (день этого и ныне поминается шиитами, и известен всему миру как Ашур). Имамы постепенно становятся фигурами все более загадочными и легендарными, наделяются исключительными носителями божественного выбора, устанавливается противоречащая исконному суннизму теократия... и шиизм из политического движения становится религиозным течением...

На сегодняшний день главным отличием шиитов от ортодоксов-суннитов является ярко выраженный мистицизм первого. В исмаилизме – к которому относит себя большая часть верующих-шиитов – существует догмат о боговдохновенности избрания и правления каждого имама (цепочка имамов ныне прервана), а у друзов-ортодоксов существует поверье, что их последний имам – Аль-Хаким би-амр Алльях – был вознесен на небо (у имамитов дела, впрочем, обстоят почти так же – имам Мухаммад аль-Махди исчез, однако считается, что он жив и доныне, но вернется на землю и в последние времена для участия в Последней Битве). Вдаваясь же вглубь "протестантских" течений ислама, можно выяснить множество удивительных вещей – то тот же Аль-Хаким предстает как божество, то к имени Платона приклепляется приставка "мир ему", присущая в исламе лишь пророкам... Разнообразие учений, одним словом, поражает...

 

3. Различаются ли источники веры внутри разных течений ислама?

 

- В суннизме главными источниками шариата является Коран и Сунна. Шиизм идет дальше, предлагая боговдохновенные творения и изречения имамов частью Сунны. И, поскольку у различных ответвлениях от имамитов, которые происходили из-за постоянных отвержений одними и принятий другими новых имамов,  число духовных лидеров разнится, то и число текстов, восполняющих шариат,  разное. Однако некоторые радикалы отвергают и основы: так, друзы-реформаторы хулят как Коран, так и Мухаммада, оставляя над собой лишь одну книгу – "Китаб аль-Хикмат", а кураниты отвергают Сунну, считая Коран исчерпывающим источников вероучения.

 

4. Текстологически Коран во всех направлениях ислама един или есть его различные версии?

 

- Коран един во всех течениях ислама. И тут опять история – Коран был собран в одну книгу в 645 г. в период правления уже упоминавшегося халифа Усмана ибн Аффана. Однако шииты-имамиты считают, что Коран не был собран и сохранен полностью, а полностью всю мудрость его постигли после Мухаммада лишь имамы, что и является частью дарованной им Аллахом власти. Вопрос этот затрагивает саму сущность религиозного значения Корана и его сохранности. Судите сами. Ислам утверждает, что Коран был дан для исправления забытого и искаженного в уже существующих, данных ранее Святых Книгах, в исключительной своей полноте. Однако, если верить утверждению шиитов, то Коран не полон, никто из мусульман не постиг его сути, а имама, постигшего его, на данный момент нет, а значит Коран не отличается от иных Книг в своей неполноте. И это – один из главных причин конфликта двух главных внутриисламских течений.

 

5. Как различные течения в исламе относятся друг к другу?

 

- Особенно напряженные отношения связывают суннитов и шиитов. Перед миром эта скрытая война предстала явной в 2006 г. Беспредел, захлестнувший Ирак после вторжения войск США на его территорию, развязал узел межконфессиональной вражды, еще кое-как удерживаемый социализмом БААСа. 22 февраля общественность Саудовской Аравии ликовала – была взорвана мечеть Аль-Аскария – одна из главных мировых  шиитских святынь. Саудовские форумы и блогосфера взрывались от ликующих сообщений и пожеланий суннитским муджахедам божьего благословения. Черпающие силы на юге сунниты и поддерживаемые Ираном шииты развивали борьбу.  Последующие годы были ужасными для мусульман Ирака. Ежедневно новостные сводки сухо сообщали об обнаружении новых изуродованных трупов на многочисленных улицах городов Ирака. Новое правительство не прилагало никаких усилий к разрешению конфликта, и более того, покровительствовало шиитским радикалам... Вражда чувствуется и ныне во внешне утихшем Ираке...

 

6. Можно ли назвать ислам единой религией или скорее это набор различных сект, не связанных друг с другом, который формально называют исламом?

 

- Как я уже упоминал, каждое течение имеет свои отличительные, индивидуальные черты. Букет направлений этой мировой религии разнообразен, в нем есть все – от консерватизма до откровенного оккультизма и выраженного политеизма. Однако мы имеем все основания причислить все эти вероучения к одному общему исламскому древу. Несмотря на разнообразие дополнений, основа шариата одна у всех. Как и сунниты, шииты не оставили пяти Столпов ислама. Как и основные течения, друзы-реформаторы не забывают шесть Столпов Веры, предписанных Кораном. Исключая значимость Сунны, кураниты соглашаются со всем, в чем Сунна вторит Корану (А это – 99% Предания ислама). Для всех мусульман история побед начинается с миссии Мухаммада, а заканчивается верой в Великую Битву и восстановление справедливости Шариата по всей земле перед концом человеческой истории. Именно это сходство не позволяет нам дробить ислам на секты, не имеющие между собою прочной связи.

 

7. Что такое первоначальный ислам, можно ли утверждать, что есть течения в исламе, которые его воплощают? На чём основаны данные претензии?

 

- Вопрос довольно интересный и сложный. Для того, чтобы на него ответить, стоит еще раз вернуться к самым истокам ислама. Как же сам Мухаммад видел свою веру? Не случайно название этой религии переводится как "покорность"; требуя покорности Богу, пророк ислама требует беспрекословного повиновения и себе. Согласно достоверному хадису, покорившийся Мухаммаду, покорился и Аллаху (ср. Сахих аль-Бухари, №6733). Действия пророка, как и слово Корана, беспрекословны, и не подлежат обсуждению. Слова Мухаммада подкрепляются и Кораном ("Кто повиновался пророку, тот повиновался Аллаху" (4:80)). Жизнеописание пророка и его ближайших последователей подтверждает – Божественное слово (переданное неважно через что – через Коран ли, через Мухаммада ли) должно неукоснительно выполняться. Идет ли речь о хадже ("Я бы не поцеловал бы тебя (т.е. Черный Камень Ф.Н.), если бы пророк (САС) не целовал бы тебя" (см. Сахих аль – Бухари, №1597)), или об уничтожении целого поселения ("И возгласил пророк (САС): "кто покорен, тот не совершит намаз аль-аср,  кроме как в (поселении) бани-Курайза" (Аль-сира аль-набауийа ли ибн Хишам. Газу бани Курайза.стр. 234). В этой расправе было вырезано все мужское население еврейского племени бани-Курайза). Вот ислам, каким его видели сам Мухаммад и первые мусульмане.

На данный момент воплощением этого исконного ислама является саляфитская суннитская школа. Именно в этом движении, охватившем всю Саудовскую Аравию, проявляется один из главных принципов мысли, необходимых именно для такого понимания ислама – "аль-накл йукаддам аля аль-аккл" (передача стоит над осмыслением). Эта школа искореняет все, что не находит отражения в Коране и Сунне, доходя до недопустимости хранения фотографий, кроме как для документальных целей, полагая, что "это может привести к языческому поклонению им" ("Аль-Таухид. Баб ма жа фи аль-мусаууирин). Именно в этом направлении мысли и отражается главная мысль, пронизывающая всю суть первых десятилетий ислама – "полная покорность"...

 

 8. Отношение к христианам внутри различных течений ислама одинаково или различается?

 

- Здесь опять же – чем ближе течение к исконному смыслу исламской проповеди, тем более радикальны отношения приверженцев этого течения к исповедующим другие религии, в частности, к христианству. В Саудовской Аравии повсеместно культивируется отрицательный образ христианского мира и христианской веры. В школах дети слышат уверения, что христиане нечистоплотны, что они блудники и наркоманы, и что именно они – причина распущенного мира. А новые друзы-реформаторы, отвергающие вообще личность Мухаммада как таковую, с радостью принимают у себя соседа-католика и в горе и в радости... Думаю, непредвзятый глаз увидит те самые знаменитые "10 отличий"…

 

Ислам и война

 

1. Что о войне сказано в Коране?

 

- Коран не сразу предписывал священную войну своим последователям. Напротив, первые тринадцать лет проповеди Мухаммада были настоящим испытанием для принявших Коран высшей истиной для себя. Много раз, после очередных унижений соплеменников и еврейских племен (отказывающихся признать Мухаммада обетованным Мессией), первые мусульмане выпрашивали у своего пророка разрешения на противостояние язычникам Мекки. Но Мухаммад отвечал лишь одно: «терпите, ибо не наказано мне еще биться»[1]. Но вот настал переломный 622 год – Мухаммад с верным своим последователем и другом Абу Бакром последними из мусульман бегут из Мекки в Медину. Настала новая эра в истории новой религии -  эра первого исламского государства. Лишь только тогда, когда позиция и статус мусульман впервые укрепились и появилась достаточно мощная армия, пророк провозглашает новые строки повелений Аллаха: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников»[2]. Вначале это была война мести, война жертвы против бывших палачей. Но ненадолго. Ситуация менялась с приходом уверенности и сил. Вот уже подписан мирный договор с Курейшем, и против нарушивших его язычников направлено наказание Аллаха: «А когда срок безопасности - запретные четыре месяца - пройдёт, тогда везде убивайте неверных многобожников, нарушающих договор»[3].

Но не только на нарушивших перемирие неверных обрушивает Коран свой меч. «Сражайтесь с ними, пока не сгинет неверие и не утвердится вера в Аллаха. Если же они отрекутся от неверия, то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам»[4]. От этого аята многие исламские полемисты отрекаются, изощряясь в толковании: мол, это все история, это все только о Курейшитах... Но толкование авторитетов (тафсиры) непреклонно – тафсир Аль-Куртуби говорит: «Слова Аллаха «Сражайтесь с ними» указывают нам на обязательность сражения с неверными в любое время и в любом месте... Причиной сражения и есть их неверие (Куфр)... Причиной же остановки сражения является принятие ими ислама»[5]. С ним согласны и другие алимы прошлого[6]. Есть и другие строки, упоминать которые проповедники веры Мухаммада не любят, или же маскируют: это те самые аяты, которым вторит Сунна в призыве уничтожения всех без исключения религий. Вот пример: «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху»[7].

 

2. Как учит о войне Сунна?

 

- Мухаммад большую часть своей жизни провел в войнах против враждебного Курейша, а также против тех, кто в Медине еще не перешел в религию Аллаха. Главный девиз, главную цель своей борьбы пророк ислама назвал сам: «было указано мне воевать с людьми до тех пор, пока не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк Его... Если сделают это, то удержат пролитие своей крови и изъятие имущества»[8].

Как же велась война Мухаммада против неверующих? Жестоко и долго. Наложницы, разорение имущества, вырезание всего мужского населения целых племен, рвы, полные трупов жертв – вот картинки, которыми пестрит хроника насаждения ислама на Аравийском полуострове.  Христианам и иудеям тоже не грозит ничего хорошего – как сказал пророк ислама: «Если на пути своем встретите обладателей Книг (иудеи и христиане), то не здоровайтесь даже с ними. Заставьте их искать теснейшие, неудобнейшие для них пути»[9]. Я уже упоминал неоднократно о расправе над еврейским  племенем Бани Курейза. Именно это будет лучшей иллюстрацией "мягкости" ислама: «Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их (Курезитов) привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами ...всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек.  …это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними... потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман»[10].

Слова Сунны и Корана имеют вечную, непреложную для мусульман ценность. Тщетны попытки исламских профессоров религиоведения как замолчать эти факты и  истинное положение вещей, так и скрыть очевидное – для ислама наложницы, завоевание мира и насаждение ислама не пережитки прошлого, а вполне настоящее и ожидаемое будущее.

 

3. Против кого мусульмане могут вести военные действия, а против кого -  нет?

 

- Категорически запрещается война мусульман между собой. «Запрещено проливать кровь человека – мусульманина, кроме как ради трех: убийцы, прелюбодея и оставившего джама'а (общий намаз) как отступника»[11]. Естественно, что война ведется только против немусульман. Но лишь у иудеев и христиан есть право выбора между смертью, эмиграцией за рубеж и налогом (данью) – джизией. Точный объем джизии не установлен самим Мухаммадом и изменялся от халифа к другому.

 

4. Едино или различно учение о войне в разных течениях ислама?

 

- Знаете, Виталий Юрьевич, я сказал бы так – чем дальше стоит течение от исконного ислама, тем менее очерчен вопрос войны в его вероучении. Если сунниты и шииты-консерваторы едины в учении о войне и джихаде (сунниты намного больше внимания уделяют этому вопросу, хотя нельзя забывать, к примеру, знаменитого ливанского «Хизбулла»), то в книгах  друзов-реформаторов понятие "война" напрочь отсутствует. Думаю, это о многом говорит.

 

5. Что такое джихад?

 

- В переводе с арабского «джихад» означает «усилие». Понятие его в исламском богословии довольно широкое, аскетичное: это любой труд, направленный на пользу души и против дьявола[12]. Однако в узком значении своем (более используемом), джихад означает войну с неверными[13]. Война эта преследует много целей, главная из которых – возвышение слова Аллаха, продолжение дела Мухаммада в распространении ислама.  Основываясь на Коране и Сунне, религиозные авторитеты выделяют в этой войне несколько способов борьбы против неверия: «джихад состоит из джихада руками, сердцем, призывом, аргументом, словом, мнением»[14]. Конечно, призыв словами -обязанность каждого мусульманина и первое средство проповеди. Но что же за ним должно следовать в случае отказа принять Аллаха и его посланника? «Джихад мечем станет прекрасным аргументом после призыва словом»[15]. Естественно, что возникает вопрос о средствах этой борьбы, о ее границах. Каковы же  средства этой войны? Она не отличается от любой другой войны (которых уже на долю человечества выпало немало), и, следуя за примером войн и битв Мухаммада, подразумевает и пропаганду, и провокаторскую работу в тылу, и спонсирование[16]. Как и в любой другой войне,  разрешается обман, использование предателей[17]. Естественно, что именно джихад жизнью считается высшей формой джихада и жертвы, и именно павшему в джихаде – шахиду – обещается высшее благо в раю.

 

6. Кто такие шахиды, можно ли назвать шахидом самоубийцу, взрывающего себя и находящихся рядом с ним людей?

 

- Шахид, в переводе с арабского, означает «свидетель». Если сравнивать положение шахидов в исламе с христианской системой ценностей (что уже очень дерзко), то у мусульман шахид – это мученик. По слову основателя религии, в раю шахид удостаивается рубинового венца, прощения всех его грехов, семьдесяти двух гурий и возможности заступничества за семьдесят близких[18] человек. Действительно – истории известно желание мусульман побыстрее «заслужить» это богатство (вспомним, к примеру, средневековых ассасинов Хасана ибн Саббаха). Исключения не составляет и сегодняшний день. Я вспоминаю, как в школах Саудовской Аравии детям внушали вожделение к участи шахида, «правильно» устанавливая ориентиры: вот Коран, вот Сунна, вот тексты, слово Аллаха, а вон там – кафиры и мушрики. Цель твоя – возвышение слова Аллаха, а он уже обещал, что придет день победы, и в этот день даже растения будут призывать меч твой на голову бежавших врагов[19]. И это – никакая не Аль-Каида, а программа министерства образования Саудовской Аравии.

Кого же можно назвать шахидом? Лишь того, кто отдал свою жизнь в борьбе за имя Аллаха. Но ведь ведение войны предполагает и диверсии. Большинство алимов считает, что такие операции с использованием смертников оправданы лишь в случае сопротивления тех, против которых запрещено воевать – это женщины и дети. В иных случаях алимы осуждают применение таких взрывов против мирного населения.

 

7. Если мусульмане живут в неисламских странах, должны ли они пытаться их исламизировать или нет?

 

- Да. Лучше всего об этом говорит цитата из книги бывшего верховного муфтия Саудовской Аравии шейха Абд Аль-Азиз ибн База «Призыв к Аллаху»: «Ввиду …распространения неверию и прогресса христианской проповеди, проповедь, как средство распространения истинной религии, стала обязанностью каждого мусульманина, каждого правителя исповедующего ислам, где бы он ни был, словом, делом, речью, через СМИ - любым способом, приносящим видимый результат и пользу. Именно это предписал Аллах всем его рабам»[20].

 


1.Тафсир Аль-Багауи (маалим аль-танзиль). Тафсир сурат аль – Хадж. Стр. 388

2. Коран, 2:190

3. Коран 9:4

4 . Коран 2:193

5. Аль-Джамиа лиахкам Аль-Куран. Аль Куртуби. Сурат аль-бакара. Стр. 329

6. Ср. Тафсир Аль-Багауи. Сурат аль-бакара. Стр. 213-214; Тафсир аль-Табари. Тафсир сурат аль-бакара. Стр. 570.

7. Коран 8:39

8. Сахих Аль-Муслим. Китаб аль-Ийман, Баб китал аль-нас хатта йакулу ля илях илля Аллах. 22, 36

9 . Сахих аль Тармузи. №1602

10. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Перевод с арабского Я.А.Гайнуллина. Москва, 2003.

11. Аль – Бухари. Аль – дийат (6878). Также: Аль – Муслим. Аль- кисама уаль мухарбин уа алькисас уаальдийат (1676)

12 . Шейх Аль-Рикаби. Аль Джихад фи аль-ислам. Дамаск, 1997г.

13 . Манх аль-джалил шарх мухтасар джалил. Баб аль-джихад. Стр. 134-135

14  Маджму'у фатауа шейхуль-Ислам ибн Теймия", 8/399

15 Тафсир Имам ан-Нейсабурий. (4/209)

16. Фатва про помощь в джихаде сектора Газзы. Шейх Хаким аль-Митейри http://www.dr-hakem.com/Portals/Content/?info=TlRNMkpsTjFZbEJoWjJVbU1RPT0rdQ==.jsp

17 Ибн Аль Кайим. Зад аль муад. 3/301

18 Маснад аль имамам Ахмад. №17182

19 «Не настанет конец мира до того, как востанет умма на неверных (иудеев) и победят их. И тогда даже растения, деревья и камни будут говорить: «о раб Аллаха! Вот за мной спрятался враг Аллаха – убей его!»». Фтах аль Бари фи шарх сахих аль Бухари. 6/610

20  Абд Аль-Азиз ибн Баз. Аль Даауа иля Аллах уа адаб аль-дуат.

 

 

Ислам и секс

 

1. Фарес, что представляет собой сексуальная жизнь пророка ислама Мухаммада? Какой пример для себя могут вынести из неё мусульмане? Что говорит об этом Сунна?

 

- Исламское вероучение просто полно откровенно эротических, а иногда и порнографических элементов. И, конечно, в этом смысле "отличился" Мухаммад – главный пример жизни мусульманина. Пророку ислама было дано исключительное право жениться неограниченное количество раз, чем он успешно пользовался. Он был женат на пятнадцати женщинах, из которых две были из числа наложниц, а одна, по имени Аиша,  на момент свадьбы едва достигла 9 лет, тогда как самому  Мухаммаду было 53 года [1].

В книге "Зад аль Муад" говорится также о четырех наложницах, которых он выбрал для продолжения рода. Из них только одна родила Ибрахима, вскоре умершего [2]. Точное число наложниц пророка неизвестно, хотя явно их число было больше четырех [3].

Омерзительно, что Сахих аль-Бухари описывает мельчайшие подробности интимной жизни пророка. Самое безобидное, что можно привести здесь, это рассказ о том, как Мухаммад при омовении любил ласкать свою жену Аишу[4].  В другом достоверном хадисе он увещевал верующих не придерживаться "дресс-кода" при своих женах и наложницах (то есть просто-напросто разгуливать при них в обнаженном виде)[5]. Единственное, что запрещает Сунна, – это анальный половой акт[6]. Как говорится, и на том слава Богу.

 

2. Что о сексуальной сфере жизни мусульман сказано в Коране?

 

- В отличие от Библии, ограничивающей человеческую похоть, Коран, запретив блуд и любодеяние[7], оставил много лазеек для удовлетворения половой похоти человека. Например, чего стоит разрешение на обладание наложницами. Правда,  "кроме тех, которые блюдут свою добродетель по отношению к своим супругам и невольницам, за что им нет порицания"[8]. Кто говорит что, наложницы – дело прошлое, советую вспомнить догмат о непреложности Корана во времени, плюс еще заглянуть в фетвы №6186 (от 02.01.01)  и №8747 (от 20.06.01). Замечу, что переводчица Корана на русский язык, мусульманка Валерия Порохова в своем работе предприняла попытку схитрить. Она употребила  в переводе вместо "наложница" (араб. Ma malakat aymanuhum) слово «рабыня», которой «он свободу подарил и в жены принял". Что тут сказать... стыдно обманывать читателей Корана.  Стыдно должно быть филологу, да еще и переводчику такого древнего и духовно-значимого текста.

Но это так,  лирическое отступление.

Еще одна лазейка, дарованная приверженцам ислама, это - многоженство.  "Женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, — на двух, трех, четырех" – санкционирует Коран[9]. Понятно, что половая жизнь с ними не ограничивается ничем. Более того, женщина должна караться за свое неповиновение желанию мужа[10]. Вот уж свобода для похоти – четыре жены, неограниченное число наложниц... Особенно четко в Коране очерчиваются правила гигиены: аят 222 второй суры книги предписывает избегание полового акта с женщиной во время ее менструального цикла; в 5:6 описывается необходимость и способ полного омовения после полового акта, а аят 187 второй суры запрещает занятие сексом в постный день от восхода до заката солнца.

 

3. Как мусульмане относятся к проституции, существуют ли в исламской среде проститутки, могут ли проститутками становиться мусульманки? Если мусульманин пойдёт к проститутке, будет ли он за это наказан, если это станет известно? Существуют ли в исламских странах публичные дома?

 

- Мусульмане крайне отрицательно относятся к проституции. Занятие проституцией, а также посещение женщин "легкого поведения" карается, как и любое любодеяние, побиванием камнями[11]. Однако запретный плод сладок, и с приходом возможностей, даже в ортодоксальной Саудовской Аравии возникла сеть подпольных публичных домов. Любой юноша в возрасте от 13 до 18 лет может легко узнать и воспользоваться услугами проституток, которые в большинстве своем работают добровольно. И причины этого те же, что и у юношей, приходящих к ним – общество и религия нагнетает интерес (и, как видим, нездоровый) к противоположному полу, подавляя его запретами и вынужденным раздельным существованием мужчин и женщин в стране (действует система раздельного образования, раздельной работы, и даже раздельного общественного транспорта).

 

4. Как мусульмане относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам, встречаются ли гомосексуалисты и лесбиянки в их среде?

 

- Проблема гомосексуализма особенно остра, поскольку женщина в общественном плане незаметна, закрыта. И, как я уже говорил, эта закрытость порождает в обществе такие явления, как проституция и гомосексуализм. Увы, восточная кровь и высокий уровень тестостерона в ней сносит голову саудовским юношам, начинающим – несмотря на все запреты – удовлетворять себя самым омерзительным и неестественным способом. Причем, много юношей уже поплатились за это своей жизнью, поскольку Сунна предписывает смерть за грех содомии[12]. В Саудовской Аравии традиция особая – смертная казнь производится путем сбрасывания виновного с высокого здания, по примеру коранического описания конца Содома и Гоморры...

 

5. Как мусульмане относятся к сексу мужчин с подростками (педерастии), встречаются ли среди мусульман педерасты?

 

- Исламские богословы относят педерастию к гомосексуализму и карают за нее смертной казнью. Педерастия не часто встречается в исламском мире, поскольку мужчины сполна наслаждаются всеми прелестями брачной жизни по шариату.

 

6. Как мусульмане относятся к сексу с детьми (педофилии), встречается ли педофилы в их среде?

 

- Смотря что назвать педофилией. Дело в том, что в исламском обществе ребенок считается совершеннолетним с началом поллюций у мальчиков и менструального цикла у девочек[13]. Более того, сам Мухаммад подал пример, женившись на девятилетней девочке. Получается так, что ребенок в исламе – это мальчик или девочка в возрасте до 11-13 лет. В этом смысле да, педофилия запрещена и мало встречается. Но фактически узаконенная педофилия весьма распространена в странах ислама. Увы, девочки 11-и лет уже становятся женами, едва распрощавшись с куклами, их игры становятся далеко не детскими.

 

7. Насколько широко в исламских странах распространена порнография?

 

- Распространение порнографии в странах Ближнего Востока обрело характер эпидемии. После информационного вакуума веков периферийности  неокрепшие умы молодежи сразу стали заполняться отходами, которые привлекали своей запретностью. Лишь пару лет спустя правительство предприняло попытки бороться с "нежелательными сайтами". Ныне специализированные отделы министерств стран персидского залива блокирует порно-сайты, но  тщетно. Правительственный интернет-блок легко обойти с помощью специальных сайтов и программ. Более того, в последнее время молодое поколение само начало снимать порнографию. Полиция много раз объявляла о "прикрытии" подпольных порностудий в довольно крупных городах. Однако проблема не решена, и одной блокировкой вопрос, конечно, не решить.

 

8. Сексуальные права женщин и мужчин в исламе одинаковы?

 

- Судите сами. Женщина не имеет права отказать мужу в его желаниях. Женщина может вернуться к мужу, давшему развод, лишь после выхода замуж за другого и получения от него развода[14]. Женщина не имеет права "многомужества" в отличие от мужчин, исповедующих многоженство. Ответ очевиден – нет.      

 

9. Фарес, что вы можете сказать, сравнивая исламское и христианское отношение к интимной сфере, можно ли утверждать, что идеал в этой сфере ислама, выше, чем христианский?

 

- Конечно, нет. Даже чисто филологически это видно. Если в Коране для обозначения близости между мужчиной и женщиной используется слово "al-jama'a", которое переводится как "совокупление", "сношение", то в библейском тексте употребляется слово "познание". Именно познание ставится выше плотских страстей, оно несомненно выше простого животного инстинкта. Где же этот высокий, очеловеченный идеал в исламе? Нет его ни в разрешении на обладание наложницами, ни в учении об исламском рае ("посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «А будем ли мы совокупляться в Раю?». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да. Клянусь Аллахом, раз за разом. А после прекращения, вернется ей (Гурии) чистота и девственность»")[15]. Где идеал Любви, подобия Божьего в человеке? Как бы мы ни всматривались в тексты Корана и Сунны, мы не найдем того, что "человечнее всего в человеке".

 

10. Фарес, вы жили в среде мусульман, теперь живёте, тесно общаясь с христианами. На Ваш взгляд, можно ли утверждать, что на бытовом уровне мусульмане более нравственны, чем христиане?

 

- Не будем отождествлять религию и последователей. Скажу лишь одно: зачастую те, кто ставит христианам в претензию "разврат религии", имеют более двух жен, и занимаются тем же, но образом, узаконенным исламом (в отличие от христианства), прося Аллаха о рае с гуриями, перенося мечты о "христианском разврате" со своим участием в вечность.

 


[1] Zad al-muad fi hadi khayr al-aibad. Bab fi ajwazihi salla Allahu aleyhi wa sallam. Стр. 102-110

[2] Zad al-muad fi hadi khayr al-aibad. Bab fi Sararihi salla Allahu aleyhi wa sallam. Стр. 111

[3] Во многих хадисах (к примеру, Masnad Al-Hamadi, №255), младшая жена, Аиша, говорит о множестве наложниц, которые играли с нею по поручению Мухаммада, или же, по рассказу Сахиха аль-Бухари 20:2, играли и пели Мухаммаду, "услаждая его слух".

[4] Sahih Al-Bukhari. №258. Ср. Sahih Al-Muslim. №321

[5] Saahih Al-Tarmuzi. №2769

[6] Sharh Al-Muslim. 6/7-10

[7] Коран 25:68

[8] Коран 70:29-30

[9] Коран 4:3

[10] См.Коран 4:34

[11] Sahih Al-Bukhari. Ma ja'a fi al-hudud. №6829

[12]Muhammad bin Abd-Arrahman Al-Mubarakfuri. Tuhfat al-ahwathi. Ma ja'a fi had al-luti. 2391

[13] http://www.islamweb.net. Фетва №18947 от 07.07.02

[14] Коран 2:230

[15] Ibn Habban, 7526. Silsila sahiha, 3351.

 

 

Теги: 
ислам, мусульмане, Коран, сунниты, шииты, саудовская аравия

Поделиться

 
Яндекс.Метрика