Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Как Николай Рерих встречался с Львом Толстым
Среди рериховцев очень распространена история о встрече Льва Толстого с Николаем Рерихом. Познакомимся с нею поподробнее.
Вот описание этой встречи, активно популяризируемое рериховцами: «Тревожные мысли одолевали Николая Константиновича до самого Хамовнического переулка в Москве, где стоял дом Толстого. Гостей встретила Софья Андреевна. Пришли гости не с пустыми руками. Стасов привёз какие-то книги. Римский-Корсаков – ноты новых произведений. Гинсбург – бронзовую статуэтку Толстого. Рерих – большую фотографию с Гонца». Всем важно было знать мнение Толстого.
Вот появился и он сам. Седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете. В фигуре, жестах, словах – убедительность мыслителя и предельно искреннего человека. Начался разговор о музыке, о живописи. Высказывания Льва Николаевича были не лишены парадоксальности, но писатель знал жизнь, знал людей, тонко чувствовал искусство и брал на себя смелость судить по законам собственной совести.
Наступил черед и «Гонцу». Стасов не ошибся, обещая, что Толстой скажет о картине нечто особенное. Действительно, Николай Константинович услышал то, чего ещё никто не говорил и чему он сам не умел подобрать слов. Обратясь к автору «Гонца», Лев Николаевич неожиданно проговорил:
Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше – жизнь все снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!» (Беликов П., Князева В. Рерих. М., Молодая Гвардия. 1972. С.36.)
Но существует и иной вариант этой истории, как встреча Николая Рериха и Льва Толстого произошла на самом деле: «Интересно также рассказывал Николай Константинович как он по окончании Академии Художеств со Стасовым и Римским-Корсаковым ехали в Москву повидать Льва Толстого. По приезде Толстой поразил Николай Константиновича – какие глупости он говорил об искусстве. «Самый великий художник России Орлов», - говорит. Николай Константинович выразил на лице недоумение. «Как вы знаете? Тот, который написал картину «Секут мужика». Тут Николай Константинович вспомнил эту ужасную картину. Потом, хотя они все и были приглашены провести у Толстого весь день, Николай Константинович не мог выдержать, и отпросился уехать после завтрака. Те же провели у Толстого целый день, и на другой день Стасов ему говорит: «Жаль, что вас вечером не было. Какие глупости он тут говорил, какие глупости! Сцепился с Римским-Корсаковым о музыке и какие глупости говорил». Тут Николай Константинович добавил, что был поражён нечуткостью Толстого по вопросам искусства и, несмотря на его незнание в этой области, такою авторитетностью суждений» (Фосдик З.Г. Мои учителя. М., Сфера. 1998. С.76.).