Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Как помочь эзотерику?

Представим ситуацию: близкий Вам человек увлекся эзотерическими «науками» – агни-йогой, теософией и т.д. Что делать? Прежде всего, выбрать правильную стратегию поведения. Любая помощь возможна только при наличии контакта между Вами и близким Вам человеком, поэтому  деструктивные формы контакта (скандалы, угрозы, что он будет «вечно гореть в аду», что Вы разорвете с ним отношения, особенно, если Вы в действительности не хотите их разрывать,   ультиматумы) должны быть исключены. Если контакт между Вами и Вашим близким будет утерян, пользы от этого не будет никакой.

Если Вы готовы быть терпеливым, доброжелательным, способны терпеливо выслушивать эзотерика, несмотря на свое несогласие с ним, то приступайте к делу.

Для начала необходимо глубже познакомиться с тем учением, которым увлекся Ваш близкий, найти материалы с разумным критическим анализом этого учения. К сожалению, таких работ немного, большая их часть носит  откровенно ругательный характер. Такие работы лучше не использовать: если Ваш близкий, прочитав ее, увидит, что автор приводит ложную информацию о предмете, что он тенденциозен в его оценке, он потеряет доверие к критической литературе и только еще больше утвердится в своих убеждениях.

Эзотерик-неофит, скорее всего, «заболеет» желанием обратить всех на путь истины: он везде, где сможет, будет рассказывать о совершенных им «открытиях», о своих переживаниях. Выслушивайте его доброжелательно, не спорьте. В споре рождается не истина, а враги. Ваша же цель – не переспорить эзотерика, а заставить его задуматься и начать более критично подходить к тем идеям, которые он собрался положить в основу своей духовной жизни. Дайте человеку выговориться, проявите к нему внимание, возможно, одного этого уже будет достаточно, чтобы он отошел от занятия оккультизмом (иногда с помощью оккультизма человек пытается заполнить ту пустоту, которую образует в его жизни одиночество). Если этого недостаточно, то найдите в исповедуемом эзотериком учении зацепку для ведения диалога. Например, если Ваш близкий увлекся агни-йогой, можно использовать благожелательные высказывания Е. Рерих о книгах Добротолюбия. Предложите их прочитать. Если эзотерик откажется, мотивируя свой отказ тем, что книг Елены Рерих достаточно для духовного развития, спросите его: может ли агни-йог ограничивать свое познание? Боится ли он постигать новое? К тому же, Елена Рерих сама рекомендовала читать данные книги. С помощью этого вопроса Вы поможете эзотерику не замкнуться на одной агни-йоге.

Если Ваш близкий начинает ругать Церковь, спросите его: все ли христиане, на его взгляд, действительно являются невежественными и непорядочными людьми? Могут ли и среди них встречаться порядочные люди? Спросите, может ли принадлежность к агни-йоге сама по себе делать человека подвижником или нет? Не будет ли более справедливо утверждать, что в Церкви, как и везде, есть и грешники, и подвижники? Также поинтересуйтесь, к чему призывает агни-йога:  к ненависти или любви к ближнему? И кто наш ближний? Приведите притчу о добром самарянине: «… некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.  По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.  Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.  Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился  и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;  а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.  Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?  Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:30-37). Наш ближний, согласно христианскому вероучению, это тот, кто творит добро, а не тот, кто является формальным христианином или эзотериком. Поинтересуйтесь, согласен ли Ваш друг с этой позицией. Поинтересуйтесь, существуют ли ложные учения, и на основании каких критериев их определяют как ложные? В агни-йоге утверждается: «Могут ли Сообщения,  научно обоснованные, изменяться и противоречить себе?  Конечно, основы непоколебимы, но колебания могут быть в приёмниках (выделено нами. – В.П.).  Такие явления несоответствия не следует относить к основам. Не лучше ли поискать причину в своём непонимании? …» (Живая этика. Братство.53). Поинтересуйтесь, могла ли Е.И. Рерих  передать ложную информацию? На каком основании он считает, что вся информация, изложенная в учении агни-йоги, истинна? Приведите противоречия из агни-йоги и спросите: можно ли проповедовать взаимоисключающие идеи и при этом считать, что Е.И. Рерих, как «приемник», не имела «колебаний»? 

Поинтересуйтесь, как Ваш близкий относится к христианству. Если он считает себя христианином, то каким образом он интерпретирует слова учения агни-йоги: «На пути к йоге может быть, кто легко считает свои познания ничтожными; кто редко помнит об отличиях своих, утвержденных людьми; кто не принимал участие (выделено нами. – В.П.) в ложных явлениях религии» (Живая Этика. Знаки агни-йоги. 182)? Он согласен с утверждением: «Они думают, что можно прожить в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий (выделено нами. – В.П.)»[1]? Если Ваш эзотерик согласен, что агни-йога «выше всех религий», то как совместить это с утверждением: «На всех путях ко Мне встречу тебя» (Живая этика. АУМ. 583)? Может ли христианин оставаться самим собой или он обязательно должен стать последователем агни-йоги?

Конечно, не существует универсального рецепта помощи близкому человеку, погрузившемуся в мир эзотерики. Терпение, внимание, знание предмета, искреннее желание помочь разобраться в его духовных исканиях – вот то, что можно порекомендовать в этой ситуации. И помните слова Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (выделено нами. – В.П.)» (Ин.15:5).

 


[1] Напутствие Вождю. Л., 1990.  145.

 

Теги: 
эзотерика, оккультизм, агни-йога, живая этика, теософия, Елена Рерих, Николай Рерих

Поделиться

 
Яндекс.Метрика