Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Махатма Ленин - кумир последователей Николая и Елены Рерихов
В ребенке отражаются его родители, в ученике - его учителя. То же - в религии. Посмотри на основателя, и на те примеры для подражания, что существуют в ней, и несложно будет понять, что из себя представляют последователи. Апостол Павел учил: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16); «Подражайте, братия, мне, и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп.3:17). В Православии развито почитание святых. Кто такие святые? Святой Антоний Великий писал: «Святым называется тот, кто чист от зла и грехов. Почему величайшее совершенство души и дело, весьма Богу угодное, есть то, когда нет зла в человеке»[1]. Святые есть христиане, которые сильно продвинулись по пути достижения духовного совершенства. Пример этого совершенства христиане видят в Иисусе Христе, потому для любого христианина важен призыв апостола Павла к подражанию Иисусу Христу. Святые же почитаются православными христианами как люди, которые в наивысшей степени сумели воплотить в жизнь этот идеал. Есть свои образцы подражания и у последователей Николая и Елены Рерихов, которые создали оккультное учение Агни-йога, или, как оно еще называется, Живая этика[2]. Один из этих образцов – Ленин. Учитывая, что рериховцы активно обвиняют православных христиан в нетерпимости к ним[3], будет не лишним поближе посмотреть на их кумира Ленина, и дать оценку такому почитанию с позиции Православия. Но для начала разберемся, кем рериховцы считают Ленина.
В учении Агни-йога утверждается, что кроме физического мира существуют тонкие миры, кроме людей в физическом теле, есть тонкоматериальные сущности, духи, пребывающие в мирах тонких. По мнению последователей Агни-йоги, главная цель в жизни заключается в духовной эволюции. Духовная эволюция происходит благодаря связи между конкретным человеком и неким духом, который находится на более высокой ступени духовного развития. Духи, находящиеся на самом высоком уровне духовного развития в Агни-йоге называются махатмами. Рериховцы считают, что махатмы дали учение Агни-йога, а также то, что все основатели мировых религий были махатмами, включая Иисуса. Правда, здесь нужно отметить, что Иисус исторический, о котором нам рассказывает Новый Завет и Иисус оккультный, каким он рисуется в Агни-йоге, не имеют между собою ничего общего. Рериховцы считают, что это произошло из-за того, что христиане извратили учение Иисуса, но степень состоятельности этого утверждения уже разобрана автором в другой работе, и здесь разбираться этот вопрос не будет[4]. Итак, дух, находящийся на самой высокой ступени духовного развития, в Агни-йоге называется махатма. Учитывая, что автора статьи рериховцы постоянно обвиняют в искажении сути Агни-йоги, ему придется заняться активным цитированием первоисточников. Это несколько утяжелит данную работу, за что автор заранее приносит извинения читателям, но зато избавит его от обвинений в искажении сути учения Живой этики.
Итак, что в учении Агни-йога говорится о Ленине? Например, в первом издании книги «Община» мы можем прочитать следующее: «…Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды…
Книги его мы меньше любим, они слишком длинны, и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория….
Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда не жаловался, никогда не считал себя ущемленным, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите, как знак чуткости Космоса....
Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нес Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчениями. Сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова «боюсь» не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа. Ленин мыслил широко и понимал материю….
Придется встречаться с людьми, которые будут смеяться при каждом непонятном для них слове. Их восприимчивый аппарат покрыт мозолями невежества. Например, если им сказать – Шамбала, они примут это реальное понятие за фетиш суеверия. Не так поступили Маркс и Ленин. Уже говорил, что наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Ясно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и мировой общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала». Словами вождей измеряем наследников»[5].
В 1965 году в журнале «Международная жизнь» (№1) было опубликовано письмо махатм, адресованное Советскому правительству[6]. Рериховцы считают, что авторами письма были духовные учителя Николая и Елены Рерихов, т.е. те, кто, как считают рериховцы, надиктовали Агни-йогу.
Николай Рерих вручил это письмо в Москве в июне 1926 года наркому иностранных дел Чичерину. Вместе с письмом, Николай Рерих от имени тех же махатм привез ларец с гималайской землей, на котором была надпись: «На могилу брата нашего, махатмы Ленина». Приведем полный текст этого письма: «На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий (выделено нами. – В.П.). Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков жизни. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы признали, что религия - есть учение всеобъемлемости материи. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага!
Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28 - 31 - 36. Привет Вам, ищущим общего блага!»[7].
Итак, какие выводы можно сделать из всего выше приведенного материала? Ленин для рериховцев является махатмой. Письмо, переданное Николаем Рерихом в 1926 году, об этом свидетельствует прямо! А раз он махатма, означает, что для рериховцев Ленин является человеком, достигшим высочайшего духовного уровня, человеком, которому можно подражать, считая его одним из своих учителей. Как сказано в Агни-йоге: «Ленин – это действие, но не теория». Посмотрим, какие действия совершал Ленин относительно православных христиан, и какую оценку этим действиям можно дать, исходя из православного мировоззрения. А для начала скажем пару слов о теории, которая определяла действия махатмы Ленина.
Вот его отношение к морали. В своей речи на III съезде РКСМ Ленин сказал: «…Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да… Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества (выделено нами. – В.П.) и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»[8]. Такая мораль естественно приводит к той идее, что террор является высоконравственным действием. Вот что об этом писал Ленин: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами (выделено нами. – В.П.)»[9]. А вот что сказано Лениным в заключительном слове на VIII Всероссийском Съезде Советов: «… Мы здесь у себя о единстве пролетариата слыхали и теперь на деле увидели, что единство пролетариата в эпоху социальной революции может быть осуществлено только крайней революционной партией марксизма, только беспощадно борьбой против всех остальных партий (выделено нами. – В.П.)»[10]. В. И. Ленин – Малому Совнаркому: «Наши дома – загажены — подло. Закон ни к дьяволу не годен. Надо в 10 раз точнее и полнее указать ответственных лиц (и не одного, а многих, в порядке очереди) и сажать в тюрьму беспощадно (выделено нами. – В.П)»[11]. Как видно махатма Ленин отличался удивительным «милосердием». Ленин не только отдавал приказы убивать, сажать и т.д., он был готов сам это делать: В. И. Ленин – Отделу топлива Московского Совета Депутатов трудящихся: «… Если не будут приняты героические меры, я лично буду проводить в Совете Обороны и в Цека не только аресты всех ответственных лиц, но и расстрелы (выделено нами. В.П.)…»[12].
Ленин своим Декретом от 3 марта 1919 года[13] вводит систему концлагерей. Приведем несколько документов подписанных Лениным, в которых эти лагеря упоминаются.
Например: Пенза, Губисполком. Копия Евгении Богдановне Бош: «Получил Вашу телеграмму. Необходимо организовать усиленную охрану из отборно надежных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь (выделено нами. – В.П.) вне города. Экспедицию пустите в ход. Телеграфируйте об исполнении. Предсовнаркома Ленин»[14].
Ленин призывал не только «контрреволюционных попов», отправлять в концлагеря, но и рабочих, интересы которых большевики якобы отстаивали. Например, в газете «Правда» от 12 февраля 1920 года он призывал бастующих рабочих направлять в концлагеря. Вот еще интересный документ: В. И. Ленин – И. В. Сталину: «Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концлагерь, чтобы потом обменять»[15].
Как видно из всего вышесказанного для Ленина было нравственно все, что помогало ему удержать власть. Насилие, не сдерживаемое никакими законами, уничтожение политических конкурентов было нормой для этого человека. Для «контрреволюционных попов» - террор, для «сомнительных» - концлагеря, созданные по приказу махатмы Ленина. Теперь перейдем к главному для нас вопросу, как махатма Ленин относился к религии.
Вот что он писал о ней: «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость, ...самая опасная мерзость, самая гнусная зараза»[16]; «Электричество заменит крестьянину Бога. Вместо Бога крестьянин будет молиться электрической лампочке»[17]. Ну что ж, здесь можно заметить, что махатма Ленин полностью солидарен с махатмами Агни-йоги: «Вера в Бога… превращает две трети человечества в рабов горстки тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их…. Запомните: сумма человеческих бедствий не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари своих лжебогов»[18]; «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов»[19]; «Человечество погрязло в пережитках, в старом мышлении, вне осознания, утвержденного Бытия. Так дух смещающихся народов тлеет на уходящих энергиях, {таких}, как ханжество, суеверие. Основа этого тления – церковь, которая сеет ужасы, - непозволительна (выделено нами. – В.П.)!»[20].
Махатма Ленин не только декларировал свою ненависть к религии, эта ненависть активно проявлялась в действиях, которые особенно нравятся махатмам Агни-йоги. Что же это были за действия? Познакомимся с ними поближе.
Уже в 1918 году был принят Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, благодаря которому Церковь была лишена юридического лица, все ее имущество было национализировано без права приобретать новое[21]. Большевики под руководством махатмы Ленина принялись активно физически уничтожать как структуры Православной Церкви, так и самих православных христиан. Проводимая большевиками во главе с махатмой Лениным религиозная политика ставила своей целью полное уничтожение Православной Церкви в России. Очень показательной в этом плане является проведенная большевиками компания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим ряда регионов страны.
Во второй половине 1921 года на Россию обрушился страшный голод. Во многом причиной этого голода стала бездарная экономическая политика, проводимая партией большевиков во главе с Лениным. Голодом было охвачено более 22 млн. человек. К маю 1922 года в неурожайных районах Поволжья, Урала, Казахстана, Украины, от голода умерло более 1 млн. человек[22]. Как только возникает голод, патриарх Тихон обращается к своей пастве с призывом о помощи голодающим[23]. В августе 1921 года создается «Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим», а по всем храмам начинают звучать призывы о сборе денег для закупки продуктов. Что же делают большевики? Они закрывают созданный Церковью комитет, конфисковывают все собранные деньги и начинают собственную компанию «помощи голодающим». Эта помощь начинается с изъятия церковных ценностей. Описывать подробности этой компании нет смысла, сейчас изданы документы того времени, знакомство с которыми дает ясное представление, как о методах, так и целях которые ставили перед собой большевики, осуществляя ее[24]. Заметим лишь, что целью компании была не помощь голодающим, а уничтожение Православной Церкви в России. Почему автор делает такое заключение? Во-первых, если целью данной компании была помощь голодающим, то не было смысла закрывать церковный комитет, который занимался сбором денег для этих целей. Во-вторых, с Запада поступала помощь голодающим, и правительство большевиков не смогло организовать полную доставку зерна в районы, охваченные голодом[25]. Какой смысл собирать деньги на закупку продовольствия на Западе, если уже доставленное оттуда зерно гниет?! В-третьих, некоторые крестьяне, из районов, которые не были охвачены голодом, предлагали забрать еще сохранившееся у них продукты, но не трогать церковные ценности[26]. Власть от этого отказалась. Но если целью компании был сбор средств на закупку продуктов, то глупо отказываться от самих продуктов. В-четвертых, то, что большевики во время голода меньше всего думали о помощи голодающим, свидетельствует письмо В.И.Ленина В.М.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года. Приведем несколько отрывков из этого письма: «… черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершено обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент … для нас, именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления.
Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что, если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут…
В Шую[27] послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких) <…>, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченным на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большего числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров… чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»[28]. При этом нужно заметить, что организованного православными христианами вооруженного сопротивления при изъятии ценностей не было, наоборот, часто священнослужители защищали солдат, производящих изъятие церковных ценностей, от мирян, пытавшихся силой этого не допустить. Из вышеприведенного письма можно заключить, что «сострадательный» махатма Ленин воспринимал голод и смерть своих сограждан лишь как удобный момент для проведения кампании против Православной Церкви. Каковы же были методы изъятия церковных ценностей? Вот фрагмент одного интересного документа из архива Ленина: «Путем агентурной разработки точно выяснить местонахождение наиболее ценного церковного имущества и повести работу по подготовке к успешному экспроприированию этого имущества путем разного рода налетов и нападений на церкви и нападений на хранилища церковного имущества и пр.»[29]. Как говорил махатма Ленин, в своей речи в Петрограде: «Прав был старик-большевик, объяснивший казаку, в чем большевизм. На вопрос казака: а правда ли, что вы, большевики, грабите? – старик ответил: да, мы грабим награбленное»[30].
Ну и насколько же эта компания по изъятию церковных ценностей была успешной? Ленин ожидал получить в результате ее осуществления сотни миллионов или даже несколько миллиардов золотых рублей, на практике он переоценил богатство Православной Церкви и не получил и тысячной доли ожидаемого. Но и то, что было получено, мало помогло голодающим. В результате экспроприации было собрано 4,6 млн. рублей, из них один миллион было решено отправить на закупку хлеба для голодающих, остальные деньги пошли на агитационные компании, обеспечение содержания солдат, которые грабили, простите, занимались изъятием церковных ценностей. При этом нужно заметить, что никаких механизмов контроля за тратой денег, собранных для голодающих, большевики не создали.
Волна террора 1918-1920 годов, организованная большевиками во главе с махатмой Лениным, выразилась в убийстве не менее 28 архиереев, нескольких тысяч священников и монахов, 12 тыс. мирян[31]. В 1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикованных в связи с «сопротивлением изъятию церковных ценностей». Результатом этих судов стала смерть более двух с половиной тысяч священников, около двух тысяч монахов, и трех с половиной тысяч монахинь. Общее число репрессированных в период с 1921 по 1923 составило более 10 тыс. человек[32], из которых каждый пятый был расстрелян. Но приводимые цифры далеко не полны, истинное число жертв ленинской антицерковной политики не известно до сих пор. Многие из невинно убиенных большевиками канонизированы и почитаются православными христианами, как мученики[33].
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Махатма Ленин был далек от того идеала святости, что существует в Православии. Он не только сам не стремился к подражанию Иисусу Христу, но и активно боролся против созданной Им Церкви. Махатмы Агни-йоги прекрасно знали о тех методах, которыми их собрат боролся с Церковью Христовой, как сказано в письме махатм: «мы знаем совершаемое Вами», и не только не порицали его за это, но, наоборот, приветствовали его действия. В письме махатм, адресованном Советскому правительству, нет и тени намека на осуждение, похвала же там звучит откровенно. Хочется задать вопрос рериховцам: как бы они отнеслись к той группе людей, которые отвергли бы основы Агни-йоги и стали почитать подвижниками людей, которые боролись с Рерихами? Скорее всего, назвали бы их «космическими отходами». Почему же за православными христианами отрицается право отринуть те организации и учения, которые активно занимаются пропагандой идей, далеких от Православия? Несомненно, рериховцы имеют право считать Ленина махатмой, и православные христиане это право признают за ними. Но и у православных христиан есть право отвергать такое почитание для себя, и открыто заявлять, что те люди, которые производят это почитание, далеки от Церкви Христовой. Что, собственно, православные христиане и делают. В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» сказано: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4,1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7,15).
На протяжении всей земной истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в мире восставали противники Христовой веры, стараясь извратить ее суть, стремясь подменить истинное учение ложным в расчете на нетвердых в вере, «колеблющихся на погибель» (Евр.10,39).
…В этих условиях возрождаются старые гностические культы, и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.
…Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».
В расчете на неискушенных в духовной жизни и вопросах веры наших современников, проповедники лжеучений упоминают всуе имя Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и многих святых, в особенности преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Иоанна Кронштадтского[34], что является кощунством и лжесвидетельством.
…Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством не совместимы (выделено нами. – В.П.). Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.
…В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, <...> не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3, 14–15).
Рериховцам же можно рекомендовать быть последовательными. Если Ленин для них махатма, а для махатмы Ленина религия есть «невыразимейшая мерзость»[35], если они не отрицают то, что он совершил, и полностью солидаризируются с письмом махатм Советскому правительству, в котором приветствуется уничтожение Церкви, если они считают что «церковь, …- непозволительна»[36], а одна из главных причин всех бедствий человечества заключается в религии «в любом своем виде и у всех народов»[37], и «лучшая» часть человечества, к которой, рериховцы несомненно относят себя, должна разрушить традиционные религии[38], то какое моральное право они имеют требовать какого-то другого признания со стороны Русской Православной Церкви чем то, что уже сделано в приведенном выше постановлении Архиерейского Собора? Автор пишет это не в осуждение рериховцам, а с призывом задуматься им и быть честными как перед собственной совестью, так и перед обществом, в котором они существуют.
[1] Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.92.
[2] Подробно рассказывать о Живой этике в данной статье не имеет смысла, так как это уже сделано в другой работе автора. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: Агни-йога против христианства
[3] Особенно в этом плане не повезло диакону Андрею Кураеву. См.: Диакон Андрей Кураев. Уроки сектоведения. Формика. СПб., 2002.
[4] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: Агни-йога против христианства
[5] Из первого издания «Общины», учение «Живой этики».
[6] Подлинность этого письма подтверждают дневники Елены Рерих. См.: Дневник Е.И.Рерих. 30.11.1926 г. Т.22. С.152-153.
[7] Международная жизнь. 1965. №1. С. 104-105.
[8] Ленин, ПСС, т. 41, с. 303, 309, 311.
[9] Ленин, ПСС, т. 50, с. 245.
[10] Ленин, ПСС, т. 42, с. 173.
[11] Ленин, ПСС, т. 53, с. 106-107.
[12] Ленин, ПСС, т. 51, с. 216.
[13] Оригинал декрета в данное время хранится в «Российском государственном архиве социально-политической истории» (РГАСПИ).
[14] Ленин, ПСС, т. 50, с. 143-144.
[15] Там же, с. 335.
[16] «О религии и церкви». Сборник. М. 1977. С. 31.
[17] Новый журнал. Нью-Йорк. 1944. С.309.
[18] Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.185.
[19] Там же. С.184.
[20] Живая этика. Иерархия.395.
[21] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.,ББИ. 1996. С.27.
[22] История СССР с древнейших времен до наших дней. Вторая серия. Т.VIII. М., 1967.
[23] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., ББИ. 1996. С.74-75.
[24] См.: Архивы Кремля. В 2-х кн. М., Новосибирск. 1997, 1998.
[25] Архивы Кремля. Кн.2. М., Новосибирск. С. 125-126.
[26] Архивы Кремля. Кн.1. М., Новосибирск. С.57.
[27] О Шуйских событиях см.: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь. 1996. Кн.2. С.37-53.
[28] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., ББИ. 1996. С.88-91.
[29] Там же. С.72.
[30] Ленин, ПСС, т. 35, с. 327.
[31] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922) М., 2005. С.166.
[32] Там же. С.238-239.
[33] См.: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь. 1992. Кн.1; 1996. Кн.2.
[34] Рериховцы этим активно занимаются. См.: Питанов В.Ю. Рерихи против православных святых
[35] «О религии и церкви». Сборник. М. 1977. С. 31.
[36] Живая этика. Иерархия.395.
[37] Там же. С.184.
[38] Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.185.