Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Моя краткая автобиография
Питанов В.Ю.
Моя краткая автобиография
Серия приведённых ниже текстов была написана мною для социальной сети Вконтакте и там первый раз опубликована. Этим обусловлен формат, это серия кратких постов. Тематически периодически некоторые темы повторяются, но уже в новом ракурсе. Так как обо мне ходит много слухов и басен, а я мало ранее рассказывал о своей жизни, данные тексты написаны чтобы восполнить имеющиеся у моих читателей пробелы в моей биографии. Возможно в будущем я переработаю данный текст во что-то более фундаментальное, но пока оставлю так как есть.
***
Я – психолог. Обычно пишу о разных психологических проблемах и способах их решения, но сегодня решил немного рассказать о себе, написать небольшую микро-автобиографию. Единственно буду опускать формальные подробности, так как ставлю цель показать общую канву своей жизни, не более.
Из детства я помню мало, так получилось, что семья моих родителей распалась и я жил попеременно то с отцом, то с матерью. А по сути наедине с самим собою, интроверт, одним словом. Рос одиночкой, погружённый в книги, немного занимался спортом, единоборствами.
Школа меня занимала мало, но в крайности не впадал, не прогуливал, оценки в основном получал не плохие, хотя ботаником меня никто не считал. После школы поступил в техникум (колледж) и четыре с лишним года изучал робототехнику. Параллельно увлёкся духовным поиском, что в конечном результате привело к богатой духовной биографии, которую здесь я не буду описывать, скажу лишь что на данный момент я неплохо разбираюсь в религиоведении и имею диплом теолога, также я автор ряда книги по данным предметам.
После техникума была армия, там мало что было интересного, разве что уехал из Ленинграда, а приехал в Санкт-Петербург. Но это уже не личная история…
После армии десятилетие активного погружения в эзотерику и восточную философию. В это время я успел создать собственную эзотерическую школу, был президентом одной эзотерической организации и даже главным редактором собственного журнала. Сейчас вспоминая эти годы у меня ощущение как будто это было не со мною, я по сути был другим человеком, не таким каким стал сейчас…
Конец девяностых, начало двухтысячных я встретил глубочайшим личностным психологическим кризисом. Он был связан с глобальным переосмыслением моего духовного опыта и того пути по которому я шёл. Тяжёлое было время, время потерь и очень сильной боли. По крупицам много лет я собирал себя. Возможно в будущем я этот период более подробно опишу.
О духовном выборе могу лишь отметить, что из эзотерика я стал православным христианином, которым являюсь и по сей день. Далее, благодаря имеющемуся у меня опыту и знаний эзотерики и восточной философии я в течении долгого периода занимался апологетикой, а если быть более точным, изучением и критическим анализом современных эзотерических учений. Работал в ряде православных сообществ.
Этот период во многом сформировал меня как специалиста: развил навыки критического мышления, приучил не спешить с выводами, когда они кажутся очевидными, приучил быть терпимым к людям напоминая мне что у каждого есть право на ошибку. В тот период я начинаю активно заниматься консультированием пострадавших от сект. Это было связано с моим опытом и образованием, консультирование в том период в основном строилось на повышении критичности мышления обратившихся ко мне за помощью людей.
Как психолог я многому обязан описанному периоду, тогда я окончательно сформировался как личность, в этот период были заложены основания моей самоидентификации в этической, религиозной и иных сферах...
Психология как наука была интересна мне всегда. Первая попытка получить психологическое образование была у меня в середине девяностых, но тогда не получилось, я сильно погрузился в духовные искания и забросил учёбу. В двухтысячные я вернулся к психологии, но в режиме самообучения я читал много психологической литературы, в основном связанной с проблемами сектантства и более широко, с тематикой религиозной зависимости…
Годы, десятилетия позади, а что сейчас? Позади получение высшего образования по психологии. Дополнительного образования по религиозной психологии.
Так получилось, что у меня сформировался богатый опыт и знания по религиозной психологии в разных её аспектах и это на практике привело к тому, что я более глубоко понимаю проблемы людей, связанные с данной сферой их жизни. А такие проблемы имеются как в традиционных, так и не совсем религиозных сообществах.
Меня также волнуют тематики зависимости и созависимости, связанные с ними проблемы выстраивания личностных границ, низкой самооценки, работа с детскими травмами, проблемами развития эмоционального интеллекта и т.д. Также меня особо интересуют проблемы личностного роста и связанных с нею выстраивания здоровых отношений, как личностных, так и семейных. Этим темам я уделяю особое внимание.
Я понимаю, что вышеизложенный материал отрывочен, но думаю общее представление обо мне как личности и психологе вполне можно из данного текста подчерпнуть.
Моя краткая духовная биография
Часть первая. Эзотерика
У каждого человека в его жизни был период интереса к духовным вопросам. У одних короткий, у других он длился значительную часть, а у третьих и всю их жизнь. Я отношусь к третьему типу. Так как я много пишу на религиозные темы и среди моих клиентов много верующих людей, будет справедливо чтобы они имели возможность познакомиться хотя бы слегка с этим аспектом моей биографии.
Мой духовный путь условно можно разделить на две части: эзотерический и христианский, в этой части расскажу об эзотерическом этапе.
Сразу хочу отметить, я пишу о себе, многие люди и организации, возникавшие на моём духовном пути, существуют до сих пор, потому я буду вести свой рассказ так, чтобы их нельзя было вычислить. Я уважаю право на приватность, как своих клиентов, так и любых иных людей.
В конце восьмидесятых годов прошлого века в Россию хлынул поток восточной, эзотерической и прочей духовной литературы и различных гуру и западно-христианских пасторов. Эта первая волна меня подхватила, заинтересовала и я поплыл… Я был тогда в юношеском возрасте…
Мои родители не были религиозными людьми, я с ними никогда не беседовал на духовные темы. Как только появилась первая религиозная литература, я стал запоем её читать. Интернета тогда не было, я читал всё что мне попадалось: первое издания Даниила Андреева «Роза мира», Сатпрем, многочисленные книги различных экстрасенсов, кришнаитская литература и т.д.
Крестился я в Александро-Невской Лавре, ещё в конце восьмидесятых, хотел познакомиться с христианством поглубже, но по христианству ничего серьёзного почитать не нашёл, а эзотерики на тот момент было полно, и я стал её изучать…
Читал я много и долго. Однажды я ощутил потребность в духовном учителе, возникло ощущение что дальнейшее чтение, не перспективно, буквально на следующий день, на столбе я прочитал объявление что во дворе моего дома открывается духовная школа «Садхана». В этой школе по выходным, с утра до вечера шли различные духовные программы, я стал ходить на лекции одного буддиста который рассказывал о «Розе мира» Даниила Андреева, демонстрируя при этом слайды из кришнаитской литературы, эклектика и синкретизм в эзотерике — это их фундамент, а что вы хотели?! Параллельно ходил то на программы тантристов, то на беседы о йоге и т.д. тогда мне всё это было интересно.
Следующим этапом было изучение бесконтактного массажа Джуны Давиташвили и курсы одного экстрасенса. Экстрасенсы, учившие меня, заявили, что у меня дар в этой области, но мне эта тема показалось не интересной и я от экстрасенсорики отошёл.
Следующий этап, я попадаю в одно сообщество любителей Шри Ауробиндо, они встречались раз в неделю, беседовали о философии Ауробиндо, в основном по книге Сапрема и занимались пластической медитацией. Пластическая медитация – это хаотические движения под музыку. Сатпрем, для тех, кто не знает, ученик Ауробиндо. Он пересказал философию Ауробиндо в своей книге, ну если не на уровне комиксов, то где-то близко, самого Ауробиндо читать тяжело, к нему можно по-разному относиться, но он реально был философом, большинство его последователей… скажем вежливо, Сатпрем, это их уровень. Однажды гуру данного сообщества спросил меня: хочу ли я поднять кундалини и достигнуть самадхи. Я сказал: что не против. Он помахал за моею спиной руками и сказал: что всё, теперь я просветлённый. Так что мои критики, в следующий раз, когда будете меня критиковать, подумайте о своей карме, я ведь просветлённый, достигший самадхи по версии одного из учителей традиции Шри Ауробиндо. Так что трепещите… J
Был у меня период, когда я очень сильно увлёкся кришнаизмом, конец восьмидесятых. Прочитал все книги что на тот момент они издали, по много часов практиковал маха-мантру, стал вегетарианцем, иногда ходил на кришнаитские лекции. Санскрита я не знал, но скажу по секрету, у кришнаитов, даже среди гуру со знанием санскрита большие проблемы, впрочем, это не мешает им быть гуру. Так вот, сам переводить Бхагавадгиту я не мог, но нашёл пять переводов её на русский язык и все их прочитал. Познакомился с жизнеописанием Кришны. Период увлечения кришнаизмом был сравнительно недолгим.
Далее была армия. Попав в неё я в анкете написал, что увлекался восточной философией и эзотерикой. Оказалось, что сержант моей роты тоже этим занимался. Он мне показал одну из техник гипноза, я убедился, что гипноз мне вполне по силам... После армии я ещё раз попробовал, опять же, понял, что вполне могу этим заниматься и более никогда к теме гипноза в своей жизни не возвращался. Больше в армии ничего интересного не было.
После армии, я пошёл по пути профессионализации в эзотерике. Стал секретарём в Обществе Сатья Саи Бабы. Как секретарь, мог бесплатно ходить на любую программу что проводились в данной организации. Что я могу сейчас сказать о данном деятеле, как я отношусь к Сатья Саи Бабе, я считаю его безнравственным шарлатаном. Но был период в моей духовной биографии, когда я пел в его сообществе бхаджаны, увы это так. Для тех, кто не знает, Сатья Саи Баба «скромно» называл себя Богом. Я однажды спросил президента этого сообщества, считает ли он его Богом, из его ответа понял, что нет. Впрочем, это не мешало ему возглавлять его сообщество и зарабатывать на нём деньги.
Следующий этап моей жизни был последним в эзотерике. Я увлёкся теософией и Агни-йогой, позже я написал книгу «Суд совести: агни-йога против христианства», в которой выразил своё отношение к данной религиозной системе. Но этому предшествовало моё президентство в Духовно-просветительской организации «Родник сердца», так же я был главным редактором журнала «Хранитель», плюс у меня была своя духовная школа, в которой я каждую неделю читал лекции по эзотерике…
Как и почему я перестал быть эзотериком, расскажу как-нибудь в следующий раз. Так же, как и продолжу своё повествование о своём духовном пути, но уже в христианстве. Расскажу, как я стал христианским апологетом и что было дальше…
Часть вторая. Христианство
В первой части своей духовной автобиографии, я рассказал о своём пути в эзотерике. Вторую посвящу христианству.
Сразу отмечу что о своём выходе из эзотеризма, почему я его отверг, как это происходило я разберу отдельно. А пока перенесёмся в начало 2000-х. Я на распутье, профессии нет, моя техническая специальность на тот момент неактуальна, друзей нет, они все были эзотериками и после моего перехода в христианство, оставили меня, был президентом Духовно-просветительской организации «Родник сердца», считал себя духовно продвинутым человеком, а стал… никем. Тяжёлое было время. Но о нём в следующей статье расскажу подробней.
Итак, я никто, профессиональный эзотерик, отвергающий эзотерику. Христианство как оно есть и эзотерические басни о нём, это просто разные реалии. Получается, что я, будучи профессиональным эзотериком, о реальном христианстве не знал ничего. Так как я всегда был склонен к аналитическому способу познания, я опять стал читать... Начал с догматики, первая моя книга по этой теме была: Архимандрит Алипий (Кастальский), архимандрит Исайя (Белов) «Догматическое богословие». Синяя книга в мягкой обложке.
Далее, прослушал цикл лекций на аудиокассетах Алексея Осипова. Ну и конечно дьякон Андрей Кураев, его книги мне также позволили на многое взглянуть по-новому. Это только некоторые из авторов того моего периода.
Хоть я и крестился в восьмидесятые, но опыта церковной жизни у меня не было. Что мне было делать, я не знал, чувствовал я себя тогда не просто плохо, по сути стоял на грани самоубийства, жизнь для меня потеряла всякий смысл, смерть стала лучшим способом решения моих проблем, так мне тогда казалось…
Из христианской литературы я стал понемногу узнавать о христианстве, о том, что христианину следует периодически посещать церковные службы и я, кроме чтения литературы, стал ходить в разные православные храмы. В них я стоял на службах, исповедовался и причащался, пытался общаться со священниками. В одном из храмов, на исповеди, священник, выслушав мою историю посоветовал мне сходить в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, расположенный на набережной реки Карповки. Этот монастырь тесно связан с именем святого праведного Иоанна Кронштадского. Там очень красивый храм, кто не был сходите.
В данном монастыре я попал на исповедь к отцу Николаю, как я понял, на тот момент это был один из самых опытных духовников данного монастыря. Зашёл сейчас на сайт монастыря, этого священника там нет, наверное, он уже скончался, всё-таки более двадцати лет прошло с той нашей встречи, а он и тогда был пожилым человеком. Отец Николай меня выслушал и сказал: что один из священников монастыря окормляет Православный молодёжный клуб «Чайка» и порекомендовал мне с этим священником пообщаться. Данного священника ныне зовут протоиерей Димитрий Галкин, судя по сайту монастыря, он до сих пор там служит. Этот человек оказал мне большую помощь в моём психологическом восстановлении и в том, что я стал православным апологетом. Я очень благодарен ему. Без него, возможна вся моя дальнейшая жизнь, возможно сложилась бы иначе.
Я общался с о. Димитрием, ходил в клуб «Чайку». Однажды о. Димитрий мне сказал: Виталий, у вас огромный опыт в эзотерике, и вы можете его направить на благо… Отец Димитрий познакомил меня со священником Артемием Скрипкиным, на тот момент этот священник был руководителем молодёжного отдела Санкт-Петербургской Епархии РПЦ. К сожалению, позже, уже после того как я покинул данный отдел, он ушёл в раскол. Но это уже не моя история.
В молодёжном отделе я возглавил программу «Прозрение». В этот период назвать меня христианским апологетом было сложно, я ещё только начал по сути изучать христианство, и моя апология была рассказом о моём духовном эзотерическом опыте.
Молодёжный отдел был не совсем заточен под апологетическую деятельность, и священник Артемий Скрипкин знакомит меня со священником Аркадием Северюхиным. Отец Аркадий на тот момент кроме преподавания в СПбДАиС сектоведения, также был ректором Санкт-Петербургского института религиоведения и церковных искусств. На данный момент, данный институт перестал существовать, но тогда он активно работал. Диплом теолога, у меня именно из этого института.
В этом институте я стал работать. Именно работая в нём я стал профессиональным христианским апологетом. Фактически я занимался двумя вещами: писал статьи и книги, большая их часть, что лежит на моём сайте pitanov.info написаны именно в тот период. И я читал лекции по сектоведению в данном институте. Плюс, периодически я проводил семинары в СПбДАиС, тоже по сектоведению. Все книги, статьи и т.д. находятся в открытом доступе и с ними можно познакомиться на моём сайте.
Именно Северюхин познакомил меня с человеком, который основал Православный миссионерско-апологетический центр «Ставрос», в котором я проработал десять лет, пока не ушёл буквально в самом начале так называемой ковидной пандемии. Меня часто называли руководителем данного центра, но это не правда, я его никогда не возглавлял, разве что был главным редактором журнала «Ставрос», но формировать журнал и возглавлять центр, это не одно и тоже. Что я делал в центре: наполнял сайт центра материалами, на 90% содержательно сайт центра «Ставроса» сделан мною. Писал статьи, читал лекции, делал видеозаписи, участвовал в конференциях и т.д.… Работал над журналом «Ставрос». А также давал интервью на радио и телевидении.
Сейчас, на момент написания данного текста, т.е. на 24 декабря 2022 года, я не работаю ни в какой церковной структуре. Я психолог, занимающийся консультационной деятельностью. В духовном плане – я православный христианин. Просто мирянин. Буду ли когда-нибудь ещё работать в какой-либо церковной структуре, не знаю. Когда меня сейчас приглашают читать лекции, уже не только по сектоведению, но и по психологии, я иногда принимаю приглашения, иногда отказываюсь. Так что, если будут предложения, я их рассмотрю, но главная тема для меня сейчас, это профессиональная реализация как психолога. Что же касается духовной части, я буду продолжать писать на данную тему, но вряд ли она станет сферой моей профессиональной реализации.
Вот так кратко я могу закончить свою вторую часть своей духовной автобиографии.
Как и почему я перестал быть эзотериком
Часть 1
Если вы читали предыдущие тексты, посвящённые моей биографии, то знаете, что мой духовный путь был сложен и я далеко не сразу пришёл к Православию. В этой части я кратко расскажу почему стал эзотериком и почему им более не являюсь.
Моя семья не была религиозной, потому я не могу похвастаться что веру в Бога мне привили родители. Но всё же, всё не так просто с моей семьёй и наследственностью...
Гостив как-то у своего прадеда в Астрахане, точное время не помню, но скорее всего это было начало восьмидесятых, я нашёл фотографию с группой священников. Увидев её, я спросил прадеда что это? Он быстро отнял фото и сказал, чтобы я забыл о нём и никому не рассказывал никогда, мой прадед давно скончался, да и времена теперь иные, так что теперь я могу об этом поведать. Были ли в моём роду священники, я не знаю, но такой странный эпизод мне запомнился.
Были и другие странности, бабушка по линии отца мне рассказывала, что в нашем роду был как минимум один человек которого сейчас можно было бы назвать визионером-духовидцем, этим человеком был мой дед. Он до войны предсказал точную дату её начала и в общих словах описал её течение упомянув блокаду Ленинграда. Это мне рассказала бабушка, которая всю блокаду прожила в Ленинграде. После смерти, по её словам, он являлся к ней в первые сорок дней, потом исчез. Я понимаю, что о данном феномене могут сказать психиатры, но поверьте она была психически здоровой, и тяги ко лжи у неё не было.
Так же я знаю, что в моём роду были целители, которые периодически возникали в течении как минимум нескольких столетий и как мне потом сказали профессиональные оккультисты у меня присутствуют способности к этому виду деятельности.
Почему я стал эзотериком? Возможно потому что у меня есть предрасположенность к оккультизму? А почему тогда не к христианству? Ведь приходя в православный храм, я чувствую себя дома, мне хорошо. Но и соприкасаясь с оккультизмом, я чувствую его. Чувствую людей, которые являются практикующими оккультистами. Как я это делаю, если честно и сам не знаю. Но это всё область субъективных моих переживаний, потому я долгие годы об этом и не писал. Чужой субъективный опыт никому ничего не доказывает. Но данным текстом я не пытаюсь что-то доказать, я просто описываю часть своей жизни для тех кому это интересно.
Конец восьмидесятых, в СССР произошла резкая смена политики государства по отношению к религии, для обычных людей это означало в первую очередь что стало больше литературы на эту тему и стали приезжать из-за рубежа различные пастора, гуру и т.д.
Поначалу я стал много читать, литературы тогда было мало и этот период можно было назвать периодом накопления информации по теме. Ни в какие сообщества я в то время не входил.
Мне изначально были интересны чисто духовные аспекты: вопросы вечной жизни, что там после смерти, вопросы соединения с высшей силою. Прагматических тем, вроде прошёл курс целителей и пошёл зарабатывать деньги… мне это было не интересно. Бизнесмен из меня вообще никакой, да и по мировосприятию я был скорее идеалистом, чем прагматиком.
В тот период я много читал кришнаитской литературы: «Бхагавад-гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Нектар преданности», «Шри Ишопанишад» и т.д. Эта литература меня вдохновила читать так называемую маха-мантру Харе Кришна. Был период, когда я её читал часами, впадал в эйфорию. Хочу отметить что никаких посвящений от кришнаитских гуру я не получал и в самом «Международном обществе сознания Кришны» я никогда не состоял. Но увлекался их философией и практикой серьёзно. В частности, Бхагавадгиту я прочитал в пяти переводах, включая Прабхупадовский. Но эзотерика это всё перебила, но об этом далее.
Однажды внутри меня возникло ощущение какой-то пустоты, возникли мысли что я пришёл к вершине того что могу взять сам из эзотерики, что мне нужны люди, которые являются практикующими оккультистами. Буквально в этот же день я увидел на остановке объявление о школе «Садхана».
В этой школе я в основном слушал лекции помесь «Розы мира» Даниила Андреева со слайдами из «Бхагавад-гиты как она есть» Прабхупады. Лекции читал человек утверждающий, что он прошёл буддийские посвящения, фамилию его не помню. С высоты сегодняшний знаний, я бы сказал, что это была жуткая эклектика. Но тогда я слушал, открыв рот, всё было ново, так необычно. Так же тогда посещал пуджи тантристов и занятия по йоге. Люди, которые всё это организовывали производили впечатление истинно-верующих. Мне было интересно.
Далее была армия. Сержант из моей роты увлекался эзотерикой. Прочитав что я ею так же занимался до армии, он ввёл меня в узкий круг армейских эзотериков. Он владел гипнозом и стал мне демонстрировать его. Воображение у него было ограниченное и до нашей встречи он использовал гипноз как способ развлечения заставляя погружённых в транс солдат делать разные вещи, которые описывать я не буду. Я же, начитавшись до армии контактёрской макулатуры предложил с помощью гипноза заглянуть в будущее, в так называемые «Хроники Акаши»… Погрузив солдата в транс сержант взывал к потусторонним силам, и они откликнулись. Солдат взял на себя роль оракула, много напророчил, ничего из напророченного не сбылось. Но с «Хрониками Акаши» такое бывает. Тогда же я попробовал гипноз, убедился, что могу, но особого интереса к нему не ощутил, вероятно я слишком рациональный человек, трансовые методики не люблю.
После армии я получил опыт занятия экстрасенсорикой. Я учился в школе экстрасенса Рамина Гараева, ходил на курсы бесконтактного массажа Джуны Давиташвили. Увиденным не вдохновился. Посмотреть было интересно. Философское обоснование этих систем было примитивное. Меня волновали вопросы вечного существования, выхода за пределы материальной ограниченности, а мне предлагали ауры штопать. Попробовал, ауру ощутил, было ли это реальное ощущение или самовнушение, в данной статье разбирать не буду, планирую отдельно написать о сверхъестественном в моей жизни. Пока просто констатирую, что да, экстрасенсы что-то чувствуют, но что, почему и что с этим делать, эта тема для другого текста, который я надеюсь скоро написать. В общем с экстрасенсорикой соприкоснулся и отошёл.
Одно время ходил в группу, посвящённую Шри Ауробиндо, в ней меня сделали махатмой, подняли кундалини до сахасрары, кто в теме, тот поймёт, что это значит. Что я могу сказать об этих людях, они зарабатывали деньги просматривая карму прошлых жизней, заявили мне что я уже неоднократно приходил на землю, был то высоко продвинутым монахом в буддизме, то садху в индуизме. И что скоро я достигну вершины в духовном развитии. Что возможно данное воплощение для меня последнее. Хотя, учитывая, что я перешёл в Православие, боюсь испортил себе карму и не быть мне великим просветлённым. Ужас то какой… J
Далее, я попал в Центр Сатья Саи Бабы. Пришёл туда к президенту и сообщил ему что когда-то ходил в школу «Садхана» к которой он имел некое отношение. Он пригласил меня ходить в свой новый центр, а вскоре я стал его секретарём. Книги эзотерические продавал в основном. Плюс в этом центре проводилось много различных эзотерических программ, и я ходил на них. Публика была разная, эзотерики всех мастей, астрологи, поклонники различных гуру. Было много общения, я получал много информации для размышления. Когда я перешёл из эзотеризма в Православие и стал критиковать оккультизм, эзотерики стали меня обвинять в том, что я не знаю предмета критики. Полагаю, что я с ним знаком глубже своих критиков. Но это так к слову.
В данном обществе я познакомился с двумя молодыми людьми, которые возили из Москвы партии эзотерической литературы. Они в свою очередь познакомили меня с женщиной которая увлекалась теософией и агни-йогой, а уже через неё я познакомился со своим духовным учителем в эзотерике. Это была встреча, которая сначала сделала меня профессиональным эзотериком, а потом привела к Православию. Этот период я опишу в следующей части…
Часть 2
Мой учитель оккультизма был старше меня лет на тридцать, жил сравнительно недалеко от меня. Я не буду писать его фамилию, связь с ним у меня утеряна более двух десятков лет назад, вряд ли он ещё жив, да и для моего повествования - это не важно. Он был неформальным лидером небольшой группы эзотериков, и как это не покажется странным, он хорошо относился к христианству, но в основу своей духовно-мистической жизни положил агни-йогу. Я стал заниматься агни-йогой не потому что она меня как-то сильно поразила чем-либо, а потому что этот человек собою явил пример настоящего мистика, и я просто пошёл за ним.
В своей книге «Суд совести: агни-йога против христианства», я привёл классификацию эзотериков, занимающихся агни-йогой. Повторю её. Первый тип условно можно назвать «академическим» - они изучают и популяризируют наследие Рерихов, эти люди специфические культурологи. Второй тип – это «пропагандисты-книжники», издают книги и устраивают лектории на темы агни-йоги. Третий тип «мистики-контактёры» - это люди, реально вошедшие в контакт с теми оккультными силами что, стоят за этим учением, по сути, это контактёры с духами, в библейском понимании - прорицатели. И последний вид «маги-манипуляторы» - это самый редкий вид, объяснить, чем они являются крайне сложно, скажем так, если есть святые, то это их антиподы. При этом эти антиподы бывают двух видов: сознательные сатанисты и второй, люди служащие демоническим силам, но которых они используют вслепую. Мой учитель относился к таковым. Вероятно - это было главной причиной почему он и я смогли порвать с миром оккультных сил.
Мой учитель обладал так называемыми сверхъестественными дарами, например, он мог рассказать мне о чём я думаю, предсказывал какие впереди нас ждут события, мог фактически мгновенно подчинить волю почти любого человека. Он был визионером, видел так называемых тонких существ, мог общаться с ними и т.д. Сразу отмечу, с психикой у него всё было в порядке в психиатрическом плане, просто мир как он есть и как его видят большинство людей, это не одно и тоже, можете мне не верить, но я пишу о том, чему был свидетелем. Принимать или нет моё свидетельство, это уже личный выбор моих читателей.
Сразу здесь отмечу, я никогда никаких тонких существ не видел и не слышал, не скрою я просил такие дары, но мой учитель мне сказал, что, если их открыть до тридцати лет, долго не проживёшь. А когда мне исполнилось тридцать, я стал христианином и такие желания у меня исчезли. Но некоторые возможности у меня всё же были, я этих тонких существ не видел и не слышал, но ощущал их, когда они появлялись. При занятиях оккультизмом они проявлялись через наплыв определённых помыслов и желаний, конкретизировать не буду, но не хороших. Когда порвал с оккультизмом, они ощущались как холод и парализующий ужас который возникал рядом со мною. И по выходе из оккультизма, этот феномен был так силён, что даже мой отец, который всю жизнь был далёк от какой-либо религии и мистики, говорил мне: у меня ощущение что рядом с тобой находится кто-то очень нехороший, он ненавидит тебя и хочет убить…
В течении многих лет я был учеником этого человека. Эти годы были для меня очень тяжелы, чтобы стать мистиком-оккультистом, должен умереть обычный человек. В чём заключалось моё обучение? Во мне человек умирал. Я чувствовал, что становлюсь иным, не добрым и не злым, я был холодным созерцателем. Есть воля учителя, её надо выполнить, издержки не важны. Во имя высшей цели нет преград и табу. Моя мать, как-то мне сказала, что я опасный человек, она чувствовала, что внутри меня нет никаких барьеров и я способен на любой поступок.
Вскоре была создана общественная организация, почти мгновенно появился спонсор, как человеку начитанному, мне было не сложно начать читать лекции по оккультизму. Вокруг меня стали собираться люди, которые учителем стали считать уже меня. Начал издаваться журнал «Хранитель», я был его главным редактором. По сути я стал руками своего учителя. Тонкие учителя говорили ему что надо делать, а он через меня делал…
Это длилось ряд лет, казалось всё хорошо, но вдруг всё начало сыпаться. Мой учитель усомнился в тех силах что стоят за агни-йогой.
Однажды он мне сообщил, что хочет поехать в Дивеево. Сорвался туда внезапно, сказал, что его сильно потянуло к преподобному Серафиму… Преподобный Серафим Саровский был его любимым святым, а из христианской литературы он более всего ценил Добротолюбие. Далее, он мне рассказывал, что посетил Дивеево, пробыл там три дня и все три дня за ним ходил какой-то местный блаженный. Он ничего не говорил, просто ходил и смотрел на него. Когда мой, на тот момент ещё учитель, собрался уезжать из Дивеево, этот блаженный вдруг подошёл к нему, взглянул в глаза и сказал всего одно слово: помни…
Далее, со слов моего учителя: у меня упала пелена с глаз, я увидел кому служил… До этого «тонкие учителя» приходили в образах, которые любят популяризировать рериховцы, благородные индусы в чалмах… они мгновенно превратились в бесов. Учитель мне говорил: я их вижу, и я никак не могу их прогнать, их глаза горят, пронзают меня насквозь, в них светится ненависть, они хотят меня убить, как же больно…
Наибольшую цену за отречение от оккультизма заплатил мой учитель, его бросила жена, отрёкся спонсор, эзотерики, ещё вчера клявшиеся в любви к моему учителю и мне… в общем предали все. Остался мой учитель, я и ещё одна женщина. Мой учитель уехал жить в Дивеево. Однажды мне попалась маленькая статья в одной православной газете в которой рассказывалось о нём… остаток своих дней он провёл, работая с детьми из детских домов. Более я о нём ничего не знаю.
Ну а меня ждали годы ада на земле. Из человека служащего «силам света», я стал… никем. Мне потребовались годы на то чтобы собрать себя. Как это происходило, я расскажу в следующей части своей биографии, которую назову: Как я изживал из себя эзотерика.
P.S. Что я могу сказал в заключение этой части моей автобиографии: эзотерик во мне умер, я стал другим.
Как я изживал из себя эзотерика
В прошлый раз я рассказал, как произошёл мой разрыв с оккультизмом. В данном тексте поведаю что было дальше.
В агни-йоге провозглашается принцип жёсткой иерархии, что означает один простой принцип, известный ещё со средних веков: вассал моего вассала не мой вассал. Т.е. так как у меня был физический учитель, а у него учитель «тонкий», то так называемый «тонкий» учитель, не был моим учителем, полагаю, что этот закон во многом помог мне спасти свою жизнь. Мой физический учитель стал буфером между мною и теми силами которым он много десятков лет служил. Он принял на себя главный удар.
Когда начал происходить развал всего созданного за годы моего занятия оккультизмом, когда я столкнулся с массовым предательством людей которых считал соратниками это всё очень сильно ударило по мне, я был разбит. Для меня такие понятия как честь и преданность не пустые слова, это внутренний кодекс моей жизни. Если я его предам, я перестану быть самим собою, потому моя жизнь всегда отражает мою веру. Если я назвал человека своим учителем, я не могу его предать. Как оказалось, у других эзотериков было по этому вопросу иное мнение. Тот факт, что убеждённые эзотерики с лёгкостью торгуют своею честью и легко готовы на любую подлость и предательство, очень сильно ударил по моему идеализму. Так как я долгие годы обращался в эзотерической среде, я знал, что подлость и предательство там вполне терпимы. Но когда сталкиваешься с этим лично относительно себя и близких себе людей, это очень тяжело.
Помню на прямой вопрос: с кем я, с «иерархией сил света» или я перехожу как мой учитель в христианство? Я отвечал, что должен подумать и отстранялся от прямого ответа. Я был в шоке. Вся моя картина мира рухнула.
Учитель уехал жить в Дивеево. Собратья эзотерики все отреклись от меня. Я остался один. Работы нет, накоплений на которые я мог бы жить нет, все знакомые были эзотериками… полное одиночество. А главное нет мира в душе. В тот первый год выхода из эзотеризма я сменил за год девять мест работы, я нигде не мог найти себя…
Кто я? Почему со мною произошло то что произошло? Что дальше? На что опереться? Зачем жить? В голове возникают мысли о самоубийстве, отчаяние, волнами накатывает паника и ужас… Я раздавлен…
Я не могу сказать, что христианство было для меня в фаворе, начал я свой духовный путь с крещения, но потом долгие годы занимался эзотерикой, изучал восточную философию, прежде всего индуизм. Был знаком с буддизмом, мой учитель утверждал, что грядущий оккультный «спаситель мира» будет буддистом. Потому мы каждый год ходили в Дацан Гунзэчойнэй, находящийся в Санкт-Петербурге. Мой учитель говорил, что это дом нашего Учителя, грядущего владыки мира. Я был поклонником философии адвайта-веданты, которую на Западе провозглашал Вивекананда, читал Рамакришну. Очень любил книги о индийский йогах, до сих пор помню книгу «Автобиография йогина» Йогананды и т.д. Казалось бы, не хочешь быть эзотериком, иди в традиционные индуизм или буддизм…
Но, я выбрал христианство. Почему? Какие я видел варианты?
Во-первых, я мог остаться эзотериком, для этого мне надо было стать вассалом тех сил что управляли моим учителем, это было сделать не сложно, я должен был к ним обратиться и предать себя в их волю. Для меня это означало бы сознательное служение злу. Далее мой путь мне был понятен, у меня будут власть, деньги и много других плюшек, но в отличие от своего учителя у меня уже не было иллюзий, я хорошо понял с какими силами имею дело. Я сделал свой выбор, лучше быть нищим со Христом, чем миллионером с Люцифером.
Во-вторых, христианином стал мой учитель и я ясно увидел, что за христианством стоит сила отличная от оккультной и намного более сильная.
В-третьих, никакого традиционного индуизма в России нет, считать тех же кришнаитов традиционными индуистами может лишь человек никогда не знакомившийся с востоковедением, я таковым не был.
В-четвёртых, стать буддистом и ходить в дом грядущего оккультного «спасителя мира», это случайно не того которому служат бесы? Спасибо не надо. Я понимаю буддисты со мною будут спорить, но для меня является фактом что та сила, что стоит за агни-йогой, буддистов и их ритуалов не боится и значит защитить меня от «иерархии сил света» агни-йоги не может!
В-пятых, был вариант стать атеистом, но этот путь для меня был полностью исключён. Я слишком многое видел в своей жизни, как практикующий оккультист. Можно поспорить существует ли Бог, но уж то что существует потусторонний мир, что существует мир демонический и что за христианством явно стоит сила, которую этот демонический мир боится, это был факт.
Не трудно сложить все выше приведённые аргументы чтобы прийти к выводу, что путь на свободу от оккультных сил только один – это христианство.
На тот момент я ещё не был хорошо знаком с христианством, но я рассудил, что в России Православие номер один, плюс я помню, как ходил на разные протестантские шоу в девяностых, кроме презрения они у меня ничего не вызвали, потому альтернатив Православию я не увидел.
Далее, были годы внутренней борьбы и испытаний. Я получил благословение заниматься апологетической деятельностью, помогать тем, кто пострадал от сект. Я стал изучать психологию, изучал религиоведение и теологию. Это всё сильно мне помогло в моей собственной реабилитации. Я стал более глубоко понимать, что со мною происходило и далее это дало мне возможность более эффективно помогать другим.
Главным же аргументом для перехода в христианство была та Сила что за ним стоит. Помню себя на службе в Казанском соборе, я только недавно вернулся в Церковь. Стою в очереди на причастие и внутренне молюсь чтобы Бог освободил меня от груза прошлого оккультного духовного обременения, далее у меня было ощущение как будто гигантская рука коснулась меня и после этого прикосновения я почувствовал необычайную лёгкость и покой. Это лишь один из многих примеров помощи Бога. Их было не мало, но не вижу смысла об этом писать.
Так помаленьку, занимаясь апологетикой, психологией и получая Божью помощь удалось убить в себе эзотерика. Я вряд ли являюсь хорошим христианином, но на данный момент я точно не явлюсь эзотериком. На этом я завершаю серию статей под названием «Моя краткая автобиография».