Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
О вере и знании или пара слов критикам христианства
Часто, общаясь с критиками христианства, православным приходится слышать примерно такую фразу: мы знаем, а вы верите. Она может звучать в устах атеиста, любителя эзотерики, человека пытающегося возродить язычество. Смысл в нее вкладывался примерно следующий, христиане, следуя за авторитетом Библии и святых отцов, принимают вслепую некие тезисы, называемые догмами, а критик - человек здравомыслящий и вслепую ничего не принимает. Тезис красивый, но имеющий малое отношение к реальности.
Вера в православном христианстве – это не сухое рациональное знание, а опытное переживание Богообщения. Догматы – это выражение мистического знания, полученного в опыте духовной жизни православных христиан. Православное христианство – это не книжное знание, это опытное познание Бога, осуществляющееся через приобщение к Нему.
О недопустимости легковерия есть предупреждения уже в Ветхом Завете: «Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется» (Притчи Соломона, 3:21-23).
В Новом Завете христиане также предостерегаются от легковерия, как писал апостол Павел: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (Первое послание Фессалоникийцам, 5:21).
Можно ли критиковать христианство? Несомненно, сами христиане призваны к испытанию своей веры. Но прежде чем что-то критиковать, это надо хотя бы немного изучить, иначе ценность такой критики будет невысокой. Не так сложно нарисовать на христианство карикатуру, а потом доблестно с нею бороться. Но неужели нельзя найти более достойных дел? Апостол Павел призывал христиан: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (Первое послание Тимофею, 4:7). Здравый совет, который можно адресовать не только христианам.