Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
О Живой этике и агне-йогах: взгляд бывшего рериховца
В обзорной форме попытаюсь отразить семилетний опыт собственного изучения Агни-йоги и поделюсь некоторыми наблюдениями, связанными с психологией последователей этого движения.
Учение Живой этики является, несомненно, целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно способно полностью заменить собой любые религиозные взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта подмена происходит постепенно, сам же последователь считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания, которые были у него ранее. Большинство адептов рериховского движения искренне считают себя православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли от вероучения Православной Церкви. Форма изложения учения достаточно своеобразна, книги Живой этики представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов на разные темы. Новичку очень тяжело составить общее впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь фрагментарное описание темы. Цельная картина учения вырисовывается только через несколько лет изучения Агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям, что дает им возможность достаточно просто его защищать, по крайне мере, в собственных глазах.
Изучая книгу за книгой, стих за стихом, неофит агни-йоги все больше и больше пропитывается идеями учения. Условно говоря, он начинает смотреть на все факты своей жизни и весь мир сквозь призму идей, изложенных в книгах учения. Постепенно, по мере углубления, способность к объективной оценке ситуаций все более и более снижается пока, наконец, не исчезает совсем.
К Православной Церкви рериховцы относятся неоднозначно: с одной стороны, они провозглашают, что учение Агни-йоги идентично «истинному» учению Христа, с другой – постоянно говорят, что Церковь извратила учение Христа: «То, что сохранилось в настоящем Каноне, несомненно, может рассматриваться как наименее предосудительное. И, тем не менее, даже такое заключение не должно быть принято поспешно, ибо вы знаете, что Сабин, епископ Герака, лично выступивший на Никейском Соборе, утверждал, что – «за исключением Константина и Сабиния, епископа Памфилии, все прочие епископы были неграмотные, ничего не понимающими людьми (тварями), что равносильно тому, что сказать, что они были сворой дураков…»[1]. Но представление о том, что Христианская Церковь является лжецерковью, не мешает многим из приверженцев Агни-йоги считать себя православными. При этом рериховцы обычно имеют весьма отдаленное представление о традиционных религиях, в том числе и о христианстве[2].
Агни-йога постоянно разделяет «учение Христа» и учение Церкви. У последователя, в конце концов, складывается впечатление, что Учитель Иисус Христос принес новый виток «эволюционного знания» на Землю, но «церковники» в борьбе за мирскую власть и деньги его извратили, агни-йога же восстанавливает чистоту первичного «учения Христа». Человек перестает видеть Церковь как она есть, учение агни-йоги формирует у него ярко выраженное негативное представление о Церкви, через призму которого он на Нее смотрит. Внедряемые в сознание мощные негативные установки сочетаются с возвеличиванием последователей учения агни-йоги. Сами рериховцы считают себя духовной элитой человечества.
Книги агни-йоги сложны для восприятия (краткие стихи, расплывчатые формулировки, тематическая разбросанность), потому людей, которые могут сказать, что они действительно знают ее, очень мало. Это дает возможность все сомнения, которые возникают у неофитов, «списать» на их слабое знание учения агни-йоги. В процессе же знакомства с учением человек все более и более втягивается в него, и установки агни-йоги все сильнее внедряются в сознание последователя, пока не происходит полное их принятие.
На первых этапах в учении немало говорится о Христе, но чем дальше человек отходит от первых книг учения вглубь, тем реже упоминается Его имя. Это продолжается до тех пор, пока на первый план не выходит термин «иерархия» и само слово Христос не заменяется понятиями «великий учитель», а «учителями» в живой этике так же считаются такие «махатмы» как Будда, Кришна, Мориа и т.д. Необходимо заметить, что в учении вообще не используются такие понятия, как «православие», «католицизм» или «протестантизм». Всякое упоминание о христианстве носит исключительно негативный характер. Из святых, в основном, упоминается преподобный Сергий Радонежский с тонким намеком, что он был одним из воплощений «махатмы Мориа», давшего учение Агни-йоги. Существует много спекуляций вокруг имени святого Иоанна Кронштадтского. Больше всего рериховцы спекулируют на том, что прп. Иоанн якобы благословил деятельность Николая Рериха как «духовного реформатора»: «Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро» (Письма Е.Рерих. С.164). Эти слова приписывают Иоанну Кронштадтскому и усматривают в них призыв к созданию Агни-йоги. На практике любые христианские понятия, например, «благодать», «догмат» в учении агни-йоги полностью меняют свое смысловое значение.
Учение Агни-йоги магично по своей природе, магические явления выдаются его последователями за духовное продвижение. Агни-йога действительно приводит к появлению так называемых сверхъестественных способностей: таких, как ясновидение, яснослышание, возможность воздействовать на людей и программировать совершение определенных событий. В процессе оккультной духовной практики вырабатывается способность слышать некий ведущий голос, который начинает звучать в сознании человека. Этот голос говорит, что и как человек должен делать. Фактически на определенном этапе практики Агни-йоги человек превращается в слепую марионетку ведущих его сил, которых он считает «махатмами». При этом сам он ни на йоту не сомневается ни в своей свободной воле, ни в непогрешимости этих сил. Любые сомнения в «руке ведущей» отвергаются. Сомневаться в «учителе» нельзя: «Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие» (АУМ.507). Сомневающийся выпадает из «эволюционного потока», разрывает свою связь с «иерархией», утяжеляет свою карму. «Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое – отказ от учителя, второе – подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье – уклонение от ответственного поручения…» (Сердце.59).
Некоторые могут возразить, сказав, что Агни-йога осуждает магию. Вместе с тем, доказательств магичности учения Агни-йоги очень много. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно задуматься над следующими вопросами: как могут быть использованы знания о тонких энергиях духовно недобросовестными людьми? Как с заявлениями об осуждении магии согласовать обилие информации, посвященной внушению, месмеризму? Как духовно неподготовленный человек может бороться с одержимостью, о которой так много сказано в учении? Агни-йога говорит о том, что погружаться в тонкий мир нельзя, но при этом предоставляет все возможности именно для этого погружения (достаточно бросить беглый взгляд на книжные развалы, чтобы увидеть многочисленную контактерскую литературу, основанную на фрагментах именно Живой этики).
Учение очень «затягивает», при этом у его последователей очень редко возникают вопросы о характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в собственной непогрешимости, поэтому любая критика воспринимается как мракобесие и попытка темных сил увести с «пути света». «Конечно, невежество есть союзник сил темных» (Живая этика. Сердце.518). Под невежеством понимается отказ от учения.
Критический ум мог бы легко понять, что то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их работы вряд ли заслужено последователем учения и, что он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни духовными качествами и силами, ведь учение Агни-йоги не способствует их развитию. Но критический подход по мере углубления в Живую этику исчезает, ведь, как мы помним, любые сомнения запрещены. Гордыня не дает возможности себе признаться, что ты не достоин никаких «божественных» откровений, равно как не достоин владеть сверхъестественными силами.
Если на начальных этапах неофит чаще всего любопытствует, то на последних он может стать, если выполнит все условия, изложенные в учении, мощным магом, хотя называть себя будет агни-йогом и если вы назовете его магом, страшно обидится.
Учение говорит много правильных слов, и логически доказать его несостоятельность можно только после очень глубокого его изучения, стремления к чему у людей, дошедших до этого этапа, в большинстве случаев не бывает. Присутствует обилие красивых и возвышенных фраз, но последователи забывают о том, что судить нужно не по словам, а по делам. Ну, а каковы дела?
Сущность любого религиозного учения состоит в преобразовании духовного облика человека. Естественно, в зависимости от того, насколько этот процесс эффективен, настолько действенно и верно учение. Первые же годы существования христианства явили пример высочайшего мужества, самопожертвования и святости. Наблюдается ли подобное среди последователей учения? Нет! Даже имена крупных лидеров фактически можно пересчитать по пальцам, несмотря на то, что учение существует более полувека, что странно, если учесть, что в Живой этике агни-йог приравнивается к Богочеловеку. Но на примере жития тех, кого Агни-йога хотя бы формально признает великими учителями – Иисуса Христа или Будды – мы видим прямо противоположное. Может быть, сами Рерихи явили пример святого служения? Кем они были? Общественными деятелями, людьми искусства, имевшими очень хорошее светское образование, широкие связи в сфере политики, выступали с крупными культурными и политическими инициативами, но святыми они не были. Ибо святость не сопоставима ни с искусством, ни с политикой, ни с общественной деятельностью.
В учении много говорится о единении и постоянно порицаются все мировые религии за то, что якобы они несут в себе разъединение. Вместе с тем, западные теософы до сих пор не признают учение агни-йоги. В России последователи учения разбиты на враждующие группировки со своими лидерами, наиболее известны из этих лидеров Сидоров, стоящий во главе организации «Мир через культуру», и Шапошникова, возглавляющая «Международный Центр Рерихов».
Возможно, учение, которое было дано через Рерихов, имеет те же основы, что и другие религии, как оно само и утверждает? Нет! То, что оно не имеет ничего общего с христианством, по крайней мере, с православным, вы, можете убедиться, прочитав мою книгу «Суд совести: агни-йога против христианства.
Рериховцы могут сослаться на буддизм[3] или индуизм. Но буддизм, например, признает раскаяние и творение милостыни, чего нет в учении агни-йоге. Я уже не говорю о том, что толкование буддийской символики Рерихами значительно отличается от толкования самих буддистов, что нетрудно проверить, если познакомиться с классикой буддийской литературы. Возможно, в основе учения агни-йоги лежит индуизм? Нет! В индуизме «махатма» – это человек, достигший высочайшего духовного развития. В то время как в учении агни-йоги махатмы оказываются, скорее, политиками и магами, что полностью противоречит представлениям индусов. Часто Е.И. Рерих ссылалась на авторитет Шри Рамакришны, одного из индийских учителей. Но Шри Рамакришна, пройдя стопами разных учений, не создал нового учения. Он считал, что индус должен оставаться индусом, буддист – буддистом, христианин – христианином. В то время как Агни-йога пытается все эти системы подменить собой.
Несколько слов скажем о последователях учения. Часто это люди интеллектуального склада ума, многие имеют высшее техническое образование. О них можно сказать: живой ум и холодное сердце. Через интеллект они пытаются познать Бога, хотя встречается немало истинно «верующих», которые просто заблуждаются в характере учения, к которому они примкнули.
Последователей рериховского движения условно можно разбить на несколько направлений.
Входящих в первую группу можно назвать академистами – исследователями. Это люди, которые занимаются «рериховедением»: исследуют творчество Н.К. Рериха и его общественную деятельность. В общем, эти люди близки к академической науке в ее классическом понимании. Часто они работают поодиночке или объединяются в очень маленькие группы, которые почти не известны за пределами их круга.
Второе направление – активные пропагандисты. К этой группе относятся те, кто не столько углубляется в идеи, возвещенные Рерихами, сколько пытается их активно распространять. Они устраивают выставки картин или репродукций картин Н.К.Рериха, проводят семинары, симпозиумы, читают лекции в учебных заведениях, издают книги Рерихов и учения агни-йоги, открывают музеи, посвященные Рерихам. Они проявляют себя через общественные организации, которые имеют очень широкий спектр: от маленьких, до настоящих гигантов с широкими связями, как внутри страны, так и за рубежом.
Третья группа, на мой взгляд, является гораздо опаснее двух предыдущих - это мистики-контактеры. Это люди, получившие определенную информацию в результате контактов с бесами, которую они выдают, в большинстве случаев, за послания «великого учителя», давшего учение Агни-йоги. Среди них очень много людей с явными признаками одержимости. Чаще всего они свято верят в свою миссию спасения мира от зла, при этом собираются спасать всю Землю, нисколько не сомневаясь в своем избранничестве. Попытки их образумить воспринимаются ими как козни сатаны, пытающегося помешать их миссии. Они сеют вокруг себя психическую нестабильность, часто создают собственные организации, активно печатают и распространяют сборники тех посланий «свыше», которые получают.
Четвертый тип наиболее опасен: маги-манипуляторы. Эти люди почти никогда не появляются на поверхности. Они – серые кардиналы, стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные общественные организации. Это люди, которые обладают способностью воздействовать магически (благодаря помощи демонического мира) на ход событий и направлять их в то русло, которое они считают правильным. Бороться с ними ни одна общественная организация не может, это уже дело Бога.
В принципе, все рериховские организации независимы друг от друга. Реально в нашей стране существует несколько блоков рериховских организаций, основное отличие которых заключается в признании или непризнании того или иного лидера рериховского движения. Если внутри самих блоков организации более или менее ладят, то между блоками идет негласная война.
[1] Письма Елены Рерих. Кишинев. Лист. 1995. С.670.
[2] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.
[3] Имеет ли учение агни-йоги какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее всего, никакого. Во-первых, в агни-йоге постоянно говорится о «незримом (тонком) учителе», в буддизме же учитель должен быть живым человеком. Во-вторых, учитель в буддизме должен принадлежать «живой традиции», т.е. сам, в свою очередь, должен иметь учителя. Судя по всему, у Рерихов не было таких учителей. В-третьих, в буддизме статус учителя могут подтвердить другие представители этой же традиции. Далее, в буддизме огромное значение имеют практики медитации, которые отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Е.Рерих понимает развитие мышления и четкости мысли (Письмо Е.Рерих от 08.11.34), в буддизме же речь идет о постижении «пустоты», освобождении от мыслей. В агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание «пустоты» как всеобъемлющей истинной природы реальности, а также это «реальное проявление» любящей доброты и сострадания ко всем существам. Отношение к миру в агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит о «духовном эволюционизме». Индивидуальность эволюционно восходит от одного «духовного» уровня к другому, продвигаясь по бесконечной цепи «космической» иерархии. В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из него, он не должен к нему привязываться.
Ссылки на буддийские источники и авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их потенциал не используется в учении. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к традиционному буддизму не имели.