Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Православное сектоведение и проблема предвзятости
Светские религиоведы[1] и философы, имеющие мировоззренческую позицию, отличную от христианской, часто упрекают христианских апологетов[2] в «предвзятом» и «тенденциозном»[3] отношении к сектам. Некоторые сектозащитники утверждают, что «предвзятость» христиан не дает им возможности объективно оценивать феномен сектантства[4], причем корень этой «предвзятости» видится в самой принадлежности апологетов к христианству. Возможна ли такая постановка вопроса? Попытаемся разобраться.
Религиоведение является наукой[5]. Наука ставит своей задачей выработку объективных, систематизированных и обоснованных знаний о мире[6]. Для того чтобы наука могла достичь поставленных перед собой целей, она применяет научную методологию. Методология – это «учение о нематериальных средствах познания и преобразования действительности»[7], также методология – это «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке»[8]. Если религиоведение – наука, то христианство – религия, а значит, прежде всего, вероучение, оказывающее влияние на формирование мировоззрения человека. Например, для светских религиоведов христианство – это одна из форм религиозной идеологии, но, по утверждениям самих ученых, идеология принципиальным образом отличается от науки: если наука решает задачи теоретико-познавательного характера, то идеология имеет социально-практические функции[9]. Наука накапливает, систематизирует знания об окружающем мире и стремится его преобразовать, мировоззрение выражает восприятие этого мира. Именно поэтому ученые, имеющие разные мировоззренческие позиции, могут заниматься одними и теми же научными дисциплинами. Один ученый не может обвинить в предвзятости другого ученого только на основании того, что последний придерживается мировоззренческой системы, отличной от его собственной, для этого он должен доказать несостоятельность его научной аргументации. Никому не придет в голову обвинить физика в профессиональной несостоятельности на том основании, что он христианин, почему же за христианскими апологетами отвергают право на научный анализ сектантства только потому, что они христиане? И если эта логика верна, почему те же «объективные» религиоведы и прочие защитники сектантства не отрицают за сектантами право оценивать христианство на том основании, что они не христиане? Нет ли тут логики двойных стандартов?
Если мы откроем Конституцию РФ, то можем там прочитать, что Россия является «светским государством»[10], но означает ли это, что она является атеистическим государством? Нет, так как атеизм представляет собой одну из форм идеологии, а в России, согласно Конституции, «признается идеологическое многообразие… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[11]. Таким образом, человек, придерживающийся материализма или иного мировоззрения, не имеет привилегий по сравнению с человеком, исповедующим христианство.
Сектантство – это, прежде всего, проблема мировоззренческого характера. И любой образованный человек путем сравнительного богословского или религиоведческого исследования христианского вероучения и учений сект, имеет полное право[12] делать самостоятельные выводы о том, насколько они соотносятся друг с другом. Сама возможность констатации отличий христианства и сект еще не несет в себе предвзятости. Например, если христианин утверждает, что ересь арианства, которую разделяют «Свидетели Иеговы», была отвергнута еще на Первом Вселенском Соборе[13], то это исторический факт, а не предвзятое суждение. Если христианин утверждает, что толкование теософами[14] догмата о Пресвятой Троице не имеет никакого отношения к христианству, то это тоже факт, констатация которого не несет в себе ничего антинаучного. И если на основании данных фактов делается вывод, что те же теософы или «Свидетели Иеговы» не имеют никакого отношения к христианству, то в чем же здесь вина христиан?
В Священном Писании сказано: «… [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Это означает, что христианин должен знать христианское вероучение и уметь его отстаивать. Апостол Павел призывал христиан: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Чтобы отвращаться от «бабьих басен» и отделять «плевелы» от «доброго семени» (Мф.13:37-38), тоже необходимо знать собственную веру. Поэтому, если христианский апологет в своей деятельности не нарушает такие научные принципы, как объективность рассмотрения предмета, принцип конкретности, принцип всесторонности рассмотрения и принцип историзма[15], то его подход не менее научен, чем подход любого другого человека, не придерживающегося христианского мировоззрения. Если светский религиовед или любой человек, не исповедующий христианство, обвиняет конкретного христианского апологета в его научной несостоятельности и предвзятости, он должен доказать это с помощью реальных фактов. Почти в каждом случае обобщения от отдельных примеров к общим утверждениям являются логически некорректными[16]. Даже если в апологетических работах отдельных христиан обнаруживаются отдельные ошибки в изложении ими учения и истории отдельных сект, то это не является достаточным условием для вывода, утверждающего патологическую неспособность христиан к объективности в оценке феномена сект. Несогласие христиан с сектантами тоже не может являться признаком научной несостоятельности христианских апологетических исследований, так как критический анализ всегда лежал и лежит в основе науки. Если сектанты имеют право на критический анализ традиционного христианства, то такое же право имеют и христиане. И проблема заключается только в том, насколько грамотно и научно корректно они реализуют это право. Христиане же придерживались и будут придерживаться призыва: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).
[1] Учитывая, что многие религиоведы представлены в нашей стране бывшими преподавателями марксизма-ленинизма, их антипатия к Церкви и защита «угнетаемых» сектантов понятны. Не последнюю роль в поддержке столь пламенной любви к сектам среди части религиоведов играет то обстоятельство, что секты, особенно западные, очень состоятельны и по достоинству оценивают (в том числе материально) посвященные им панегирики.
[2] «Апологетика (греч. apologia – защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо; apologemai – защищаться, оправдываться, приводить, говорить что-либо в свою защиту) в общем смысле – это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном – раздел богословия, имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству». Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря.2002. С.5.
[3] Фролова И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.40.
[4] В основном, такие сторонники религиозного плюрализма обосновывают свою позицию необходимостью веротерпимости. При этом под веротерпимостью они понимают утверждение: все религии равны и одинаково приемлемы, все религии ведут к одному и тому же Богу. Такая позиция по своей сути не научна, а представляет собой идеологию. Христианство утверждает, что Бог един, т.е. исповедует монотеизм, индуизм проповедует политеизм и пантеизм. Согласно логическому закону непротиворечия, эти три утверждения могут быть одновременно ложны, но никак не могут быть одновременно истинны. О какой науке могут говорить люди, отвергающие один из ее фундаментов, т.е. логику? Подробнее см.: Сэмплс Кеннет Р. Проблема религиозного плюрализма. C-014. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
[5] См.: Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., Высшая школа. 1994.
[6] Фролова И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.352.
[7] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.28.
[8] Фролова И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.329.
[9] Там же. М., Республика. 2001. С.200.
[10] Конституция Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. С.7.
[11] Там же. С.7.
[12] Статья 29 п.2: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Конституция Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005. С.10.
[13] См.: Карташев А.В. Вселенские Соборы. Клин. Атлас-пресс. 2004.
[14] См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов.
[15] Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005. С.30-31.
[16] Там же. С.209-210.