Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Религия Вед
В настоящее время в России существует немало различных сект, претендующих на то, что главным авторитетом для них являются Веды[1]. Среди них в первую очередь можно назвать поклонников Кришны и различных любителей «родных богов». Так как Веды в России мало кто читал, перед всевозможными кришнаитскими и неоязыческими учителями открывается прекрасная возможность за так называемую «ведическую культуру»[2] выдавать любые идеи, в реальности к Ведам не имеющие никакого отношения. Если читателя данной статьи устраивает такая ситуация и слово его гуру важнее фактов, то данная статья не для него. В ней будет сделана попытка в общих чертах обрисовать тот образ религии, который открывается непредвзятым исследователям Вед. Зачем это нужно? Цель одна, вы сталкиваетесь с человеком, который начинает вам активно проповедовать какие-либо идеи, доказывая их истинность ссылками на древние тексты, которые закончили свое формирование на территории индийского субконтинента и которые нам известны под названием Веды. Вряд ли вы эксперт по Ведам, но если вы хотя бы в общих чертах имеете представление об этой религии, вам будет проще отделить ложь от истины и людей, знающих предмет, от различных псевдорелигиозных спекулянтов, лишь прикрывающихся Ведами.
Сразу же хочется отметить, автор описывает религию, открывающуюся при изучении индийских Вед, а это примерно период от III-II тыс. до VIII-VI вв. до Р. Х., все что позже – это уже не эпоха Вед. Если какой-либо наш современник назовет написанный им текст Ведами, он будет иметь к Ведам такое же отношения, какое имеют исторические канонические Евангелия к многочисленным текстам различных контактеров, которые используют слово «евангелие» в названиях своих «откровений». Любые же претензии на историчность любого текста можно подтвердить или опровергнуть методами научного анализа[3].
Прежде чем мы перейдем к знакомству с религией Вед, полезно будет сказать несколько слов о понятии «религия». Среди современных неоязычников есть такие, которые противопоставляют слова «религия», «вера» и «знание». Не будем сейчас углубляться в терминологические споры. Автор полагает, что даже эти люди не сомневаются, что древние арии имели представление о богах, и у них была некая форма почитания этих богов. Можно спорить о деталях, но в контексте данной статьи автор под религией понимает некую совокупность знаний о богах и способах их почитания, которые были у древних ариев. Слово «религия» используется в названии статьи как термин, наиболее понятный большинству читателей.
Откуда автор может знать, что информация о религии Вед, им излагаемая, является верной? Ответ прост. Главным источником о религии Вед являются сами Веды. Самым древним текстом из них является Ригведа[4]. Кроме Ригведы существуют еще три Веды, которые возникли позже, это Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Собственно, на этом список самих Вед заканчивается.
До нашего времени тексты Вед дошли, но, конечно, ни один ученый не может утверждать, что они дошли во всей полноте. Тем не менее, изучить имеющиеся тексты, дошедшие до нас, вполне возможно и получить из них представление о религиозных взглядах древних ариев тоже.
Автор статьи не является профессиональным востоковедом, но, обратившись к трудам таковых, ему не составило большого труда описать религию Вед, точнее, ее реконструкцию, созданную учеными, которая следует из изучения первоисточника, в нашем случае древних текстов Вед.
Эту реконструкцию читатель может не принимать, но она создана людьми, хорошо знавшими санскрит и посвятившими всю свою жизнь изучению религии и философии Индии, как древней, так и современной. К тому же, справедливости ради, необходимо отметить, что любое представление о религиозных взглядах древних ариев, это реконструкция, так как таковых уже давно нет. Те же кришнаиты или неоязычники, когда пишут на данную тему, занимаются не чем иным, как пытаются описать свое видение религии Вед. Конечно, они могут утверждать, что принадлежат некой традиции, которая сохранилась неизменной в течение многих тысячелетий. Впрочем, утверждать можно что угодно, вопрос в том, какие доказательства они могут привести в обоснование данных утверждений. Что касается тех же кришнаитов, то есть серьезные основания сомневаться в их глубокой историчности[5]. При изучении Вед автор доверяет профессиональным ученым и оставляет за читателем право или самому профессионально погрузиться в изучение данный темы, или довериться профессионалам, которые уже посвятили этому свою жизнь. Итак, что мы знаем о древних ариях и какова же была религия Вед?
Древние арии были кочевниками-скотоводами. Слово «арья» означает «благородный», «высокородный». Считается, что арии исходно населяли степи Центральной Азии, между Черным и Каспийским морями, вполне возможно, что ареал их обитания был шире. Арии были высокими, светловолосыми и светлокожими людьми, имевшими тонкие черты лица. Главным их богатством был скот. Степные просторы Центральной и Южной России были местом, где они кочевали. Древние арии были в первую очередь пастухами, а также ремесленниками и воинами. Они очень много воевали, любили скачки и азартные игры.
Примерно 2000 лет до Р. Х. арии покинули свою родину и двинулись в разных направлениях. Почему они покинули место своего прежнего обитания, не известно. Часть из них вторглась в Европу, где они стали прародителями многих европейских народов. Часть древних ариев двинулась на восток, в Иран. В Индию арии пришли примерно в 1500 году до Р. Х., преодолев для этого горные хребты Гиндукуша.
После себя древние арии оставили мало материальных следов, в основном это керамика и металлические инструменты. Они не обжигали кирпичи, не строили больших зданий и городов. Их жилища были не из камня, а из бамбука, деревьев и глины. Они жили в небольших укрепленных земляными валами поселениях. Им были известны многие ремесла. Среди них были плотники, гончары, кузнецы, ювелиры, оружейники и т. д.
Из Вед следует, что древние арии знали многие злаки, например, пшеницу, рис, ячмень, бобовые. Древние арии знали рабство. И если первоначально рабами у них были военнопленные, то постепенно такой статус могли получать и соплеменники. Между различными племенами ариев существовала торговля.
В эпоху составления Ригведы арии не знали государственности. Они имели племенных вождей-царей и родовых старейшин. В обществе древних ариев существовало имущественное неравенство. Первые признаки государственности начинают появляться у них лишь после того, как они освоили долину реки Ганга. Государственной администрации в то время не было. Друзья царя, по сути, выполняли функции чиновников. Близость к царю определялась по месту, занимаемому во время пира. Добыча после войны делилась между друзьями царя по жребию, во время игры в кости.
Древние арии презирали племена завоеванных ими территорий. Они непрерывно вели войны.
Как уже было сказано выше, главным источником о религии Вед являются Веды. Что мы знаем о них и их создателях?
Гимны Вед создавали жрецы-поэты, которые были визионерами, т. е. они переживали откровения, даваемые им богами, в наше время такого рода людей называют мистиками. В древности считалось, что жрецы сопричастны миру богов, и они именно видели, а не создавали сами те образы, что выражали в слове. Поэт Ригведы полностью осознавал, что он не самостоятелен, он лишь инструмент богов, который боги используют по своему желанию.
Территорию создания Вед локализовать очень сложно. Вероятно, они создавались на территории от Амударьи до Ганги. И сам процесс их создания занял многие столетия, если не тысячелетия. Древние арии не знали письменности, и тексты Вед хранились и передавались по памяти. Как пишет известный востоковед Макс Мюллер: «…несмотря на все старания, до сих пор не открыто ни одной надписи, которую с достоверностью можно было бы отнести к периоду до Ашоки, в третьем веке до н. э.».
Как уже выше было сказано, Веды делятся на четыре части, это - «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Артхарваведа».
Ригведа – «книга гимнов» - сложилась в эпоху переселения арийских племен в северо-Западную Индию приблизительно в XV-X вв. до Р. Х. Данная Веда состоит из гимнов, в которых восхваляются и описываются подвиги и величие божеств древних ариев.
Самаведа – «книга песнопений». Текст данной Веды почти полностью позаимствован из Ригведы. Тексты располагаются в соответствии с последовательностью исполнения его певцами на богослужении.
Яджурведа – «книга жертвенных изречений». Данная Веда состоит из изречений и молитв, которым приписывается магическое значение, ими сопровождаются жертвоприношения, совершаемые жрецами.
Артхарваведа – «книга заклинаний». Состоит из заклинаний, которые используются в основном не в общеплеменных ритуалах, а в домашних религиозных обрядах.
Веды высоко аллегоричны, что позволяет их очень широко толковать. Например, в современной Индии существуют философские школы, которые, формально признавая авторитет Вед, могут учить взаимоисключающим вещам. Это можно наблюдать не только в Индии, но и в России. Например, кришнаиты учат что Кришна - это высшая форма личностного бога, а бога в безличной форме - Брахмана почитают лишь люди, которые не доросли до осознания, что Кришна есть высшая форма проявления бога. А последователи Рамакришны учат прямо противоположному, считая, что поклонники Кришны духовно еще не доросли до осознания Брахмана. Но идеологические битвы внутри различных сект неоиндуизма[6] не являются предметом данной статьи, потому вернемся к религии Вед и познакомимся с богами древних ариев.
Древние арии были политеистами, они почитали большое число богов, отличавшихся антропоморфизмом. Боги Вед не были вездесущими и всемогущими. Их сила проистекала из культа. Арии считали, что заклинания, читаемые во время проведения обряда, связывают волю богов, и они вынуждены исполнять желания служителей культа. Логика рассуждений древних ариев была примерно следующей. Боги обладают потенциально многими сверхъестественными способностями. Но заклинание, читаемое в момент совершения обряда, как бы пробуждает эти способности и направляет их в русло, нужное заклинателю. Боги под воздействием культа растут, развиваются, крепнут, благоденствуют. Боги бессмертны, но их бессмертие не обходится без поддержки обряда, жертвы, приносимые в момент его совершения, как бы питают богов, а культ находится в руках людей, стало быть, люди являются, некоторым образом, блюстителями бессмертия богов. Божество как бы ждет от смертных подтверждения и признания своего бессмертия, как и других атрибутов. Если не будет культа, не будет у богов и бессмертия и их сверхъестественных сил. Отношения древних ариев к богам сильно напоминает брак по расчету, потому им были чужды идеи любви к богам (бхакти); отношение их к богам, скорее, можно уподобить взаимоотношениям двух бизнесменов, которые в общении друг с другом видят, прежде всего, взаимную выгоду. Идею вечно танцевать с кем-либо из ведийских богов (о чем мечтают современные кришнаиты, мечтая воспылать любовью к Кришне), представляя себя возлюбленными этого бога, древним ариям показалась бы дикой. В Ведах нет даже слова бхакти[7].
В Ведах понятие бог равносильно понятию податель, деятель. Каждое божество древних ариев управляло определенным кругом явлений и подавало определенные блага, т. е. каждое божество имело свои строго определенные функции.
Главным национальным богом древних ариев был Индра. Индре посвящена четвертая часть всего текста Ригведы. В ней он рисуется богом грозы, титаническим существом, убивающим молниями тысячи врагов.
Следующим по важности был бог огня Агни и Сома[8] – олицетворение ритуального напитка, который занимал центральное место в общеплеменном культе. Агни был основой культа, только с его помощью люди посылали богам свои жертвы. Жертвенный костер рассматривался как источник бессмертия богов. В гимнах Ригведы подчеркивается, что благодаря Агни боги достигли бессмертия. Он тем самым как бы связывал богов и людей. Недаром Агни назван вестником, послом. Восьмая часть гимнов Ригведы посвящена Соме — богу священного опьяняющего напитка. Как и Агни, Сома тоже был основой бессмертия богов. Боги стремились испить этот бессмертный напиток. Его пили также и люди, как бы соединяясь в экстазе с богами в единое целое.
Одним из самых древних и значительных богов Ригведы был Варуна. Варуна – бог небосвода, который он объезжал на своей колеснице. Варуна – защитник мирового порядка, он определяет движение светил и деяния людей. Он регулирует смену времен года, также он поддерживает землю, небеса и воздушное пространство. Варуна определяет моральные нормы для богов.
Олицетворением силы солнца был бог Савитар. В Ведах Савитар дарует бессмертие богам, долгую жизнь людям, но заметного места в пантеоне Вед он не занимает.
Современным кришнаитам, наверное, будет интересно узнать, что в Ригведе Вишну посвящено только шесть гимнов (сравните 250 гимнов Индре!), в которых рассказывается, как Вишну тремя шагами пересек весь мир. Эта легенда получила особое развитие в индуизме[9], где Вишну становится одним из главных богов, каковым в эпоху Вед он не был.
Бог грозы и бури Рудра в Ригведе занимает, как и Вишну, второстепенное место. Он может из жертв, приносимых людьми, взять только то, что не взяли другие боги. В противоположность другим богам, Веды наделяли Рудру отрицательными качествами. В современном индуизме Рудра стал одним из самых популярных богов – богом Шивой.
В Ведах есть и другие боги, особого смысла разбирать их в данной статье нет. Любой желающий сможет с ними познакомиться без труда[10]. Единственное, на что хочется обратить внимание, в Ведах не упоминаются «родные боги» современных язычников и Кришна.
Делали ли древние арии изображения своих богов? На этот вопрос у ученых нет единого мнения. Некоторые отрывки текстов Вед позволяют думать, что антропоморфные изображения богов тогда уже имелись.
Кроме богов, древние арии поклонялись различным духам, обожествляли растения, горы и реки.
Древние арии так же верили в существование злых духов и демонов – ракшасов[11], а также асуров[12] — врагов божеств.
Древние арии не знали молитвы в христианском ее понимании. Молитва возможна лишь при условии, если человек осознает несоизмеримость себя и Бога. Древние же арии считали себя если и не равными богам, то очень нужными им. Именно от людей зависело, будут ли боги бессмертными и смогут ли проявить свои сверхъестественные силы. Отношения с богами у ариев строились по принципу: ты мне, я тебе. Не знали древние арии и мысленного обращения к богам. Они читали заклинания лишь в момент совершения культа, без культа эти заклинания не имели силы. Религия Вед глубоко магична. Арии считали, что слова – это самостоятельные существа, одаренные сверхъестественной силой, и люди пользуются этими существами в своих сношениях с богами, потому что эти существа обладают особой магической силой действовать на волю божеств. Интересно, что такие переживания, как радость, гнев, страх, опьянение и прочие душевные переживания, воспринимались ариями так же, как самостоятельные существа.
Чтобы читателям было понятно, насколько глубоко магична была религия Вед, приведем рассказ о том, как одно слово, произнесенное с неправильным ударением, привело к прямо противоположному результату.
У Тваштара был трехглавый шестиглазый сын по имени Вишварупа. Индра возненавидел Вишварупу и отрубил ему все три головы.
Негодующий Тваштар воскликнул: «Неужто он и впрямь убил моего сына?». После этих слов он совершил жертвоприношение сомы, однако лишил Индру его доли. Но Индра прервал исполняемый Тваштаром обряд, отнял сому и выпил его.
Тогда Тваштар собрал остатки сомы и совершил возлияние на огонь Ахавания со словами: «О, расти, великий Индрашатру!». Коснувшись пламени, сома принял образ сына Тваштара. Поскольку человеческие формы возникали, как бы выкатываясь из пламени, то и родившееся таким образом существо назвали Вритрой.
Но так как Тваштар сказал: «Расти, Индрашатру», произнеся с ударением indra, т. е. первую часть сложного слова indrasatru, Индра убил Вритру. Если бы Тваштар произнес слова «расти, о, Индрашатру», сделав ударение на второй части слова indrasatru — satru, то Вритра убил бы Индру[13].
Интересно, что из этого рассказа следует, что бога Индру можно было убить!
В Ведах не было учения о карме и реинкарнации. Хотя на эту тему есть и иные взгляды. В любом случае, если зачатки этих учений и были, то они явно не были главенствующими.
Представление о посмертном бытии человека было размыто. По одной версии, покойник, похороненный в земле, подобен младенцу в лоне матери и будет вечно пребывать в таком состоянии. Было мнение, что если человек превращался в прах и возвращался к стихиям, то душа его поселялась в водах и в растениях. Хотя подобные утверждения в Ригведах рассматриваются как исключение, а не правило посмертного бытия. Злые после смерти погибают или отправляются глубоко под землю, куда так же отправляются демоны. Атхарваведа знает о существовании ада, но ничего не говорит о муках, переживаемых душой в нем.
В Ведах нет эсхатологии, они ничего не знают о конце мира.
Религия Вед не знала храмового богослужения, т. к. храмы в то время не строили. Основные богослужения происходили вокруг специально организованных и ритуально освященных костров, на которых совершались жертвоприношения. В жертву приносили животных, злаки, напитки. В Яджурведе — книге о правилах жертвоприношений — одна из глав посвящена человеческим жертвоприношениям[14]. Благочестивым индусам предписывалось в некоторых случаях приносить в жертву до 184 человек разных сословий и каст.
Чтобы читатели поняли, как проводились обряды жертвоприношения, опишем очень популярный в эпоху Вед обряд жертвоприношения коня, называющийся Ашвамедха[15].
Совершать этот обряд имел право только царь. Он выбирал коня, который целый год пасся на свободе. Царь и дружина должны были в это время следовать за животным, принимая изъявления покорности от местных владык или завоевывая их земли. Через год совершался сложный ритуал, во время которого коня убивали, а царица имитировала совокупление с его трупом. Далее труп коня рассекали на части, поджаривали и предлагали различным божествам. Жрецы, которые помогали царю в совершении Ашвамедхи, награждались женщинами из царского гарема. В Ведах этот обряд считался очень важным.
Краткий обзор религии Вед будет не полным, если не будут развеяны некоторые популярные мифы, которые существуют о Ведах в настоящее время.
В эпоху Вед не знали астрологии. Древние арии знали то, что можно было бы назвать примитивной астрономией, но свои знания использовали не для предсказаний, а лишь для вычисления времени совершения жертвоприношений. Будущее они предсказывали по толкованию снов и примет, также для этого использовалась физиогномика. Индийская астрология появляется лишь в период в эпоху правления гуптов (IV-VI вв. от Р. Х.), т. е. не в эпоху Вед. Астрологию индусы позаимствовали у древних греков.
Мифом является и так называемая «Ведическая кулинария»[16]. Древние арии были пастухами, и мясо они ели. В первую очередь они забивали коров, которые не давали приплода, также они любили конину, баранину, козлятину и мясо буйволов. Мясо обычно варили в котлах. Например, в Ригведе 1.161.10 говорится: «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине». В текстах, граничащих с Ведами, в Упанишадах также рекомендуется есть мясо. Например, «И если он желает: «Да родится у меня ученый, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка» (Брихадараньяка-упанишада VI.4.18).
Вегетарианство распространилось в Индии благодаря влиянию буддизма и джайнизма с их доктриной ненасилия (ахимса). Царь Ашока, принявший буддизм, запретил убой многих видов животных. Хотя и после него мясная пища для касты кшатриев, как и охота, были нормой.
Интересно отметить, что тот же бог Кришна и его преданные братья Пандавы, которых современные кришнаиты очень почитают, вегетарианцами не были. Они не только ели мясо, но и были охотниками.
Можно ли сказать, что современный индуизм основан на Ведах? В Индии действительно к Ведам относятся очень уважительно, на словах, но на практике к реальной духовной жизни современных индусов они уже давно не имеют никакого отношения. Вот как об этом пишет известный ученый-востоковед, бывший одним из ведущих санскритологов мира, Рамчандра Нарайян Дандекар, для российских поклонников Вед отмечу, что Дандакар был индуистом, принадлежал к касте брахманов и вел свой род к Васиштхе, древнему мудрецу, автору ряда стихов Ригведы, так вот он писал: «Главные боги ведийского пантеона, такие, как Индра и Варуна, больше не являются объектом поклонения, а их место давно занято народными богами — Вишну и Рудрой-Шивой. В индуизм вводятся неведийские мифология и демонология, отвечающие на инстинктивную потребность людей расцвечивать и украшать религию. Разработанная и отточенная в период брахман и возрожденная и реорганизованная в период сутр, сложная система жертвоприношений, которую считали едва ли не высшим достижением ведийской религиозной практики, к нашему времени почти вымерла. Глубокие философские спекуляции упанишад, которые в свое время считались последним словом в области мистицизма и духовных устремлений, либо претерпели серьезные изменения, либо вообще уступили место другим философским системам. Изощренные правила сутр, регулировавшие личную, семейную и общественную жизнь человека, заменил новый этический кодекс. Иными словами, идеалы, провозглашенные в ведах, давно перестали быть исключительной движущей силой индийского образа жизни и мыслей».
Веды в Индии очень уважаемы лишь на словах. Например, те же кришнаиты издают Бхагавадгиту, которая является частью Махабхараты, которая не относится, в свою очередь, к ведийскому канону. Исторически Бхагавадгита появилась значительно позже, чем тексты Вед, Сарвепалли Радхакришнан относит ее появление к V веку до Р. Х. Но это лишь предположение, к тому же хоть и ученого, но человека, который был апологетом индуизма; многие другие ученые считают такую датировку слишком ранней, о чем пишет сам Радхакришнан в своей книге «Индийская философия». Самый древний из комментариев на Бхагавадгиту был написан Шанкарой (788-812 гг. от Р. Х.). Других более древних комментариев на Бхагавадгиту до нашего времени не сохранилось, что странно, если предположить, что Бхагавадгите пять тысяч лет, как учат кришнаиты, и она все это время, по их мнению, занимала важнейшее место в духовной жизни индийцев; если это так, то где же древние комментарии на нее или хотя бы упоминания об этих комментариях? Вполне возможно, что они были, но это уже не факт, а предположение. Фактом, доказанным на данный момент, является то, что Бхагавадгите отнюдь не пять тысяч лет, как считают современные кришнаиты, и она не входит в ведийский канон.
Другой текст, активно издаваемый кришнаитами, Шримад-Бхагаватам, является пураной. Пураны как жанр религиозной литературы исторически зафиксированы не ранее IV-VI вв. после Р. Х. Поздние пураны, к которым относится и Шримад Бхагаватам, в период VII-XII вв. после Р. Х. Что касается Бхагавата-Пураны, издаваемой кришнаитами под названием Шримад-Бхагаватам, то ее создание датируется современными учеными VIII-XI вв. от Р. Х., а самая древняя рукопись, сохранившаяся до нашего времени, датируется XIV-XV вв. от Р. Х[17]. Конечно, никто не может помешать кришнаитам называть данный текст «Пятой ведой», но они и Иисуса Христа называют сыном Кришны, хотя Сам Христос с этим утверждением явно бы не согласился[18], фактом все же является то, что исторически данный текст появился значительно позже Вед, в ведийский канон этот текст не входит и древние арии с ним явно знакомы не были.
Ни одной Веды кришнаиты никогда не издавали. По крайней мере, автору данной статьи такой их подвиг не известен. Потому их ссылки на Веды, в обоснование своих доктрин, вряд ли можно считать оправданными.
Что можно сказать в заключение. Современные неоязычники, как и кришнаиты, не почитают богов Вед. Более того, боги Вед ничего общего не имеют с тем же Кришной в представлении современных кришнаитов. Ведь если боги Вед зависели от людей, то Кришна явно от людей никак не зависит, и никакой кришнаит не может подчинить его своей магической воле. Не изучают кришнаиты с неоязычниками и тексты Вед. Они и санскрита, в подавляющем своем большинстве, не знают. Стиль их богослужения также далек от культа древних ариев. Никакой древний арий не ходил по степям и лесам с мешочком, в котором были четки, и не произносил мантру Харе Кришна, которая также не упоминается в Ведах. Если автор не прав, а Веды определяют образ жизни современных кришнаитов и славянских неоязычников, хотелось бы узнать, когда они в последний раз вкусили сому? А как обстоят дела с жертвоприношениями у современных кришнаитов и неоязычников? Животных и людей в жертву приносят? А храмы зачем строят? У древних ариев не было храмов! Современные почитатели Вед распространяют идеи, которых в Ведах нет, например, вегетарианство или так называемая «ведическая астрология». Никакой бхакти в Ведах также нет, боги Вед не требовали любви к себе, им нужны были жертвы. Образ жизни, который ведут современные кришнаиты и неоязычники также ничего общего не имеет с образом жизни древних ариев. Из всего этого автор может сделать лишь один вывод, никакого отношения религиозная деятельность кришнаитов и неоязычников к религии Вед не имеет. Кришнаизм – это в лучшем случае средневековый индуизм. Что касается славянского неоязычества, то это просто религиозное фэнтези, имеющее такое же отношение к историческому славянскому язычеству, какое суп из пакетика имеет к изысканной кухне. А их ссылки на Веды - не более, чем рекламный ход для привлечения новых последователей.
Использованная литература
Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Составитель Я. В. Васильков. Ответственный редактор Г. М. Бонгард-Левин. Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. — М.: «Восточная литература» РАН, 2002.
Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х томах. М.: Миф, 1993. – 624 + 732 с.
Мюллер Ф. М. Шесть систем индийской философии / Пер. с анг. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. – 432 с.
Бонгард-Левин Г., Грантовский Э. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. М.: Мысль, 1983. – 206 с.
Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. Отв. ред. Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Наука, 1980. – 232 с.
[1] Общую информацию о Ведах см.: Питанов В. Ю. Несколько слов о Ведах. http://stavroskrest.ru/ или в книгах, указанных в конце статьи.
[2] На самом деле никакой «ведической культуры» никогда не было. См.: Игнатьев А. «Ведическая культура» и индуизм. http://stavroskrest.ru/
[3] Как это делается, можно увидеть на примере критического анализа учеными «Велесовой книги». См.: Что думают ученые о «Велесовой книге». Сборник статей. Сост. А. А. Алексеев. СПб.: Наука, 2004. –238 c.
[4] На момент написания статьи трудами Т. Я. Елизаренковой данная Веда переведена на русский язык, и ее можно найти без труда в Рунете.
[5] Игнатьев А. Мифы прабхупадовцев и реальность http://stavroskrest.ru/
[6] Неоиндуизм возникает в XIX веке. В него вошли такие идеи, как провозглашение богом, вместо многих богов, безличного Абсолюта. Были пересмотрены понятия религиозного авторитета: авторитетом неоиндуистов, вместо божественного откровения, священного предания и т. п., становятся разум и интуиция. Отрицаются всякого рода посредники между верующим и богом. Этическое начало в религии выделяется как самодовлеющее. Расширяется понятие равенства, что позволяет включать в неоиндуизм иностранцев, и осуществляется пересмотр многих других концепций традиционного индуизма. Подробнее см.: Реформация индуизма // Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 368-374.
[7] Бхакти // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; Институт философии РАН. – М.: Восточная литература. Академический проект; Гаудеамус, 2009. С. 190-196.
[8] Сома — ритуальный напиток, изготовлявшийся в эпоху Вед из сока одноименного растения (предположительно эфедры, точная идентификация теперь невозможна) и приносившийся в жертву богам. Ритуальное выжимание сока Сома и состояние религиозного экстаза, происходящее от его наркотического воздействия, гиперболически описываются в гимнах "Ригведы".
[9] Индуизм и религия Вед - это не одно и то же. Религия на территории Индии развивалась циклами, она изменялась. Индуизм возник намного позже эпохи Вед, примерно в V в. от Р. Х. Мифология, представление о богах, обрядовая составляющая по сравнению с эпохой Вед сильно изменились. Подробнее см.: Индуизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; Институт философии РАН. – М.:
Восточная литература. Академический проект; Гаудеамус, 2009. С. 393-408.
[10] Например, см.: Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 270 c.
[11] Ракшасы — один из трех основных классов демонов. Упоминаются уже в Ригведе как обитатели лесов, нападающие на ариев, и впоследствии изображаются как демонические враги брахманистской религии, осквернители обрядов, особенно преследующие брахманов, людоеды, бродящие по ночам, колдуны и оборотни, принимающие любой облик, способные вселяться в людей и лишать их рассудка.
[12] Асура — сверхъестественное существо, дух. В Ригведе означает древних богов изначального мира, но уже в младших Ведах утверждается в значении демона, врага богов.
[13] См.: Дандекар Р. Н. Культурный фон ведийской литературы // Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму. Эволюционирующая мифология / Составитель Я. В. Васильков. Ответственный редактор Г. М. Бонгард-Левин. Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. — М.: «Восточная литература» РАН, 2002.
[14] Ивик О. История человеческих жертвоприношений. М.: Ломоносовъ, 2010. – 252 c.
[15] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 70-71.
[16] Игнатьев А. Истинные арийцы предпочитают «мамаса»! http://stavroskrest.ru/
[17] Бхагавата-Пурана // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; Институт философии РАН. – М.: Восточная литература. Академический проект; Гаудеамус, 2009. С. 664-665.
[18] Кришна в мифологии кришнаитов является Абсолютом. При этом он может себя проявлять во множестве форм. А раз так, считают они, то почему его нельзя назвать Богом Отцом и, соответственно, Иисуса Христа сыном Кришны? То, что образ Кришны не имеет ничего общего с образом Бога Отца и Иисуса Христа, которые нам открываются на страницах Библии, кришнаитов не волнует. Они решают эту проблему просто, объявляя, что христиане исказили Библию.