Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Рерихи против православных святых
Зло многолико. Священное Писание называет дьявола отцом лжи (Ин.8:44), детей же сатаны можно узнать по их готовности использовать ложь ради собственной выгоды. С первых же дней своего существования Христианская Церковь неустанно подвергается разного рода нападкам за проповедь Евангелия. В Священном Писании мы находим свидетельства о попытках представителей оккультного языческого мира противостоять воле Божией (Исх.7:11-22), отклонить от веры обратившихся ко Христу: например в книге Деяний упоминается волхв Елима (апостол Павел назвал его «сыном дьявола» (Деян.13:10-11)), старавшийся отвратить от христианства проконсула (Деян.13:8-10). Неустанно продолжают заниматься богоборческой деятельностью духовные последователи волхвов того времени, которые ныне зовут себя эзотериками, оккультистами, йогами и, выполняя волю отца своего, противостоят Евангелию, пытаясь подменить его собственным откровениями. Святой Антоний Великий учит: «…враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину»[2]. Но, как говорит Евангелие: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк.4:22).
Священное Писание учит: «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). В наше время эта истина также находит самое очевидное подтверждение. Современные оккультисты стараются активно спекулировать святыми для каждого православного христианина именами, интерпретируя слова и поступки святых выгодным для себя образом. И это несмотря на то, что сейчас не составляет труда обратиться к житийной литературе и к святоотеческому наследию, изучив которые, можно с легкостью выявить ложность приписываемых православным святым оккультных идей и утверждений. Св. Антоний Великий, св. Иоанн Кронштадтский и преподобный Сергий Радонежский – имена этих людей, явивших собой пример высочайшего духовного подвига и святости, профанируются современными оккультистами, называющими себя агни-йогами. Православным святым приписываются те идеи, которым они противостояли, и служение той силе, которой они противились. Об этой уловке лукавого св. Антоний писал: «Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, – которые, однако ж, на деле совсем не то суть, – чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине (выделено нами. - В.П.), которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу…»[3]. Итак, в чем же ложь современных оккультистов?
Рерихи, пытаясь «подражать истине», стремятся опереться в своих духовных изысканиях на авторитет православных святых. Вот что писала в одном из своих писем Елена Рерих: «… я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев…»[4]. Далее, она «вспоминает» о том, как некогда отец Иоанн Кронштадтский обратился к Николаю Рериху со словами: ««Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро», так был один из заветов мне от отца Иоанна Кронштадтского»[5]. С помощью этого нехитрого, но весьма действенного способа Рерихи создавали в глазах своих последователей иллюзию благословения православным святым дальнейшей своей деятельности, в частности создания агни-йоги. Елена Рерих пишет о своем почитании св. Антония Великого: «В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства. И особенно люблю …св. Антония (выделено нами. – В.П.).»[6]. К сожалению, заявление Елены Рерих о характере ее веры нельзя назвать правдивым, любовь же Елены Ивановны к творениям св. Антония отличалась большой спецификой, главная отличительная черта которой - избирательность: выбирая отдельные фрагменты писаний св. Антония Великого, Елена Рерих интерпретировала их в удобном для учения агни-йоги смысле, игнорируя множество тех страниц, которые прямо противоречат доктринам Живой Этики[7]. Также Рерихами написано много высоких слов и о преподобном Сергии Радонежском. Однако при изучении агни-йоги оказывается, что Рерихи проповедовали «иное Евангелие» (Гал.1:6-8) и «иного Христа» (Мф.24:23-28), нежели те святые, на авторитет которых они пытались опереться; фактически агни-йога подводит людей к служению «иным богам» (Иер.25:6)[8]. В данной статье мы попытаемся разобраться в вопросе: кого же в действительности чтили Рерихи и насколько духовное наследие этой семьи созвучно с наставлениями упоминающихся в их трудах православных святых.
На страницах книг Рерихов читатель встречает много восторженных эпитетов в адрес прп. Сергия Радонежского, однако не стоит забывать, что это почитание относится отнюдь не к тому православному подвижнику, каким он остался в памяти Церкви: прп. Сергий был для Рерихов и их последователей одним из махатм Шамбалы, и содержание его веры, по их мнению, соответствует учению Живой этики. Например, один из ведущих представителей современного рериховского движения Ю.М. Ключников пишет: «Сегодня Знамя Преподобного Сергия – Знамя Учения Живой Этики поднято над нашей Родиной во имя ее прекрасного будущего и процветания всего мира»[9]. Елена Рерих пишет о прп. Сергии как о представителе оккультной иерархии «сил света»: «Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя Мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр. Сергия Радонежского»[10].
Необходимо отметить, что те убеждения, которые исповедовали православные святые, упоминаемые Рерихами, отвергаются агни-йогой. Например, о монашестве и монастырях в агни-йоге сказано: «Мы решительно против монастырей как антитезы жизни…»[11]; «Путь отшельничества не Наш путь. Нужно принести жизни цветы опыта. Также, кто решит для себя легкую задачу непотревоживаемого существования[12]?»[13]. Можно напомнить последователям Рерихов, что св. Антоний Великий, о котором Елена Рерих отзывалась с такой теплотой, является «основоположником отшельнической формы монашества»[14]. Преподобный Сергий Радонежский принял монашество в двадцать три года[15], и вскоре основанный им монастырь стал «центром русского монашества»[16]. Заметим, что сам преподобный Сергий основал два монастыря, его ученики еще при его жизни основали двадцать пять монастырей, а после его смерти довели число основанных ими монастырей до семидесяти[17]. Св. Иоанн Кронштадтский не был монахом, но всю жизнь жил как монах, неся свой подвиг в миру, что видно из письма к нему прп. Феофана Затворника: прп. Феофан «счел необходимым … высказать, что он (св. Иоанн Кронштадтский. – В.П.) взялся за … подвижническую жизнь в миру, среди всех житейских соблазнов и невзгод…; что никто со времени принятия христианства, не только в России, но и на Востоке, не решался на подобный путь, будучи не монахом, а священником, живя вне ограды и стен монастырских…»[18].
Изучая духовное наследие Рерихов, можно увидеть, что они проповедовали якобы существующее духовное единство всех религий: «Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором, Бёмэ колотил молоточком[19]. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил»[20]. Но вот мнение по этому вопросу св. Иоанна Кронштадтского: «Святая Церковь – величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле: это истинная скиния Божия, юже водрузи Господь, а не человек, - не Лютер, не Кальвин, или Магомет, или Будда, или Конфуций и другие подобные, грешные, страстные люди»[21]. Елена Рерих утверждала, что, «…установив исключительность Сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли страшные кощунственные явления: изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха и всех последующих»[22]. Но если обратиться к трудам св. Антония Великого, то можно увидеть, что он явно не разделил бы взглядов Елены Рерих, в частности св. Антоний пишет: « (Господь. – В.П.)…определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный (выделено нами. – В.П.) Врач наш»[23].
Имеют ли растения душу? Вопрос не праздный, так как агни-йога и теософия исповедуют принцип духовной эволюционности: душа, или монада, сначала развивается в минеральном царстве, потом - в растительном, далее – в человеческом, ангельском и т.д.[24] Согласно учению Рерихов, камень, растение и человек отличаются только уровнем эволюционного развития. Душа человека по своей природе тождественна душе камня, растения, любого живого существа; разница между душой человека и, скажем, душой камня состоит только в достигнутом уровне духовной эволюции. Более того, в учении агни-йоги понятие «христос»[25] предстает как наименование одного из высших, с точки зрения земного этапа духовной эволюции, уровней развития души. Коль скоро разница между Иисусом Христом и любым человеком состоит только в уровне их духовного развития, это значит, что каждый человек в процессе «духовной эволюции» может стать «христом». Такова в двух словах логика учений агни-йоги и теософии. Но если у растений души нет, то данная эволюционная цепочка разрушается. Итак, как же быть с душой растений? Как на поставленный вопрос отвечает агни-йога и какой ответ дает христианство? «Махатмы» писали: «…каждый алмаз, каждый кристалл, каждое растение и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном, и существует иерархия душ от самых низших форм материи вверх до Мира Духа...»[26]. Елена Рерих в своих письмах отмечала: «… монада, будет ли она заключена в минерале, растении, животном или человеке, едина в сущности своей»[27]. Ответ Христианской Церкви на поставленный вопрос выразил, в частности, св. Антоний Великий: «Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют (выделено нами. – В.П.)… Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия…»[28]. Как видим, и в этом вопросе учение агни-йоги идет вразрез с наставлениями св. Антония Великого.
Рерихи активно спекулировали и на теме почитания христианами Пресвятой Богородицы, например Елена Рерих в своих письмах отмечала: «Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее. Сколько деятелей были наставлены видениями этих подвижников! Можно ли после этого утверждать, что угодники не знали о Иерархии Светлых Сил!»[29]. Вывод следует из этого высказывания интересный: преподобный Сергий чтил Богородицу, значит, он знал об оккультной иерархии «сил света»! Несомненно, знал, но какова природа этой иерархии видно хотя бы из активности борьбы «сил света» со всем тем, что было свято для преподобного Сергия. Более того, преподобному приходилось при жизни встречаться с представителями данной иерархии[30]. Но вернемся к образу Богородицы. Елена Рерих пишет о Ней: «Матерь общая Владыкам, – не символ, но великое явление женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды»[31]. Как выше уже отмечалось, отец Иоанн Кронштадтский прямо отрицает подобного рода духовное единство. Далее, говоря о Матери Божией, Елена Рерих пишет: «Матерь Мира – великая творческая сила в нашей сущности»[32]; «Матерь Мира является символом женского начала в новых эпохах…»[33]; «Одно русло, одно знамя – Майтрейя, Матерь, Материя!»[34]. Но подобное восприятие Богородицы не имеет никакого отношения к православному вероучению, тем более что апофеозом рериховского представления о Божией Матери является следующее заявление: «Так Матерь Агни Йоги (Е.И.Рерих. – В.П.) несет человечеству чашу спасения»[35]. По обыкновению любые оккультные труды заканчиваются банальной манией величия, и не Христос фигурирует на первом плане и не Матерь Божия, а новая «спасительница» человечества по имени Елена Рерих. Что же касается явления преподобному Сергию Радонежскому Пресвятой Богородицы, то это подлинное событие[36], но в результате этого чудного явления преподобный Сергий не превратился в почитателя «сил света», в оккультиста. Почему? Ведь если Елена Рерих писала правду, это должно было бы случиться. Учитывая же то количество учеников, которое было у преподобного Сергия, и тот авторитет, которым он обладал при жизни, Россия должна была бы стать не православной страной, а оккультной, чего, к счастью, не произошло. Причина этого банально проста: Матерь Мира в учении Рерихов и Пресвятая Богородица не имеют между собой ничего общего, потому что, по словам Священного Писания: «Что общего у света с тьмою?(2Кор.6:14).
Любимый принцип оккультистов звучит просто: разделяй и властвуй. Принцип древний, часто используемый определенного рода силами. Как проще всего опорочить Церковь? Нужно показать, что Она преследовала своих лучших представителей. Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее. Елена Рерих пишет: «…Преподобный Сергий жил заветами Христа, но не церковными утверждениями. И его отказ от митрополичьего поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал все расхождение церкви с Истиной?»[37]. Если преподобный Сергий был чужд Церкви, почему Она величает его «избранным воеводой земли Русской», «игуменом всея Руси»[38], «столпом Церкви»[39]? Ведь если жизнь преподобного была далека от соблюдения «церковных утверждений», то не разумнее было бы для Церкви постараться его поскорее забыть? Если прп. Сергия Радонежского преследовали в Церкви, как вообще могло случиться, что ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси? Зачем Церкви предлагать высшую власть человеку, чуждому Ей? Что же касается отказа от сана митрополита, то его причина проста - величайшее смирение святого[40]. Митрополит Алексий хотел видеть в качестве преемника на кафедре преподобного Сергия, Великий Князь Дмитрий Иоаннович прочил в митрополиты своего духовника архимандрита Михаила, по прозвищу Митяй[41]. Митяй отличался гордыней, самонадеянностью и заносчивостью, он явно не являлся лучшей кандидатурой. В конце концов, даже князь Дмитрий Иоаннович присоединился к просьбе митрополита Алексея к преподобному занять Московскую кафедру, но прп. Сергий был непреклонен, не ощущая тяги к административной деятельности. Преподобный Сергий Радонежский отказался от предложенной ему власти, но причиной его отказа отнюдь не являлась якобы произошедшая утрата Церковью Истины (ведь если бы это было так, то почему прп. Сергий не покинул лоно Церкви?). Священное Писание говорит нам, что в Церкви «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу (выделено нами. – В.П.). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:4-11). Преподобный Сергий чувствовал призвание к определенному рода служению и остался верен ему. Но никакой антицерковной деятельностью он не занимался, никаких идей, чуждых церковным догматам, ни Он, ни Его ученики не проповедовали. Елена Рерих пишет: «Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух[42]. Но повстречаем и таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников…»[43]. Форма отражает содержание, но кто из православных христиан утверждает, что главное в Православии - форма? И кто утверждает, что главным в служении преподобного Сергия является строительство монастырей? Цель монашеского подвига, равно как и цель жизни мирянина - обожение, но монах «в безбрачии и строгом воздержании преодолевает господство стихийного природного начала в человеческой жизни… Монашеские заповеди означают намерение вести жизнь в соответствии со знанием Божественных заповедей»[44]. Преподобный Сергий и его ученики основывали монастыри для реализации того духовного идеала, к которому стремились, и сам факт строительства этих монастырей показывает наличие у них этого идеала. Но если вспомнить, что агни-йога отвергает монашество, то вполне можно заключить, что Рерихи не разделяли идеалы преподобного Сергия.
Теперь скажем несколько слов о «преследовавшемся» Церковью отце Иоанне Кронштадтском. Елена Рерих пишет: «Также и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев. Вероятно, по этой причине он был так жестоко оклеветан и преследуем при своей земной жизни. Но все же он обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического сознания[45]»[46], «во все века наиболее просвещенные пастыри подвергались гонению правящей церкви. Сколько клеветы было даже около современного нам отца Иоанна Кронштадтского, распускаемой его же сослужителями!»[47]. Действительно, в начале своего священнического служения отец Иоанн подвергался нападкам со стороны отдельных священнослужителей, а в конце жизни - со стороны либеральной прессы, которая всегда не любила Церковь и боролась с Ее лучшими представителями[48]. Каковы были причины нападок на отца Иоанна Кронштадтского? Образ его подвига был необычен, некоторые даже считали его юродивым, а, как писал сам отец Иоанн: «юродивые Христа ради своим странным поведением и отношением к ближним становится посмешищем всему миру…»[49]. Особенно враждебно к нему относилась часть интеллигенции[50], что, в общем, понятно, учитывая царившую тогда в обществе атмосферу, которая вскоре привела к революции: «Для большинства образованных людей, чуждых заповеди апостольской о необходимости уметь различать людей по духу и избирающим более легкий способ познания почти всегда ошибочный по внешнему облику и по первому впечатлению, дорогой пастырь русского народа о. Иоанн, был всегда загадкой и какою-то тайною. Поэтому в своей жизни он дважды подвергся жесточайшему гонению, в начале своей деятельности, - по зависти окружающих и в конце жизни, - по злобе врагов Православия. Аристократия и интеллигенция ожидали видеть в нем величественного изящного пастыря, производящего впечатление интонацией голоса, пронизывающим взором и таинственностью изречений. Но небольшая худощавая его фигура, быстрота движений, характерные особенности сельского батюшки, производили на многих неблагоприятные впечатления»[51]. Да, прп. Иоанн Кронштадтский не всеми и не сразу был понят при жизни, но никак нельзя согласиться с намеком Елены Рерих на преследование отца Иоанна «правящей церковью»: прп. Иоанн являлся настоятелем Андреевского Собора в Кронштадте[52], был членом Священного Синода[53] и имел огромное количество церковных и светских наград[54], что плохо совмещается с идеей о его гонении. Что же касается отношения преподобного к Церкви, то оно выражено отцом Иоанном прямо: «Наш долг – держаться твердо веры во Христа, Его заповедей и всего учения, Его святой и спасающей Церкви, богослужения и установленных таинств – крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства и др. и свято хранить все учреждения Церкви, установленные для спасения и преуспеяния в вере и благочестии, как например праздники и посты…»[55]; «…кто не кается, не ходит в Церковь… тот не христианин»[56]. В общем, Елена Рерих занимается обыкновенной фальсификацией истории с целью подтвердить свои малообоснованные утверждения. Что же касается личности св. Антония Великого, то, возвращаясь к трудам Рерихов, можно сделать вывод, что, видимо, Рерихам не удалось найти в житии этого святого ничего, что можно было бы представить в качестве доказательств «преследования» его Церковью.
В агни-йоге постоянно дискредитируется христианство. Для этого используются различные приемы: подмена понятий, как в случае с «почитанием» преподобного Сергия, когда «почитание» относится не к православному святому, а к оккультному махатме, фальсификация истории, как в случае с «преследуемыми» Церковью святыми; не обошли своим вниманием Рерихи и практику «умного делания».
«Умное делание», «исихазм», «духовное трезвение» - их основой является существующая в Православной Церкви практика непрерывного чтения Иисусовой молитвы: «Непрерывная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, никогда не престающее призывание божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем… Она выражается в следующих словах: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»»[57]. Подробно практика «умного делания» описывается в книгах Добротолюбия[58]. В агни-йоге сказано: «Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения»[59]; «Всевозможные магические приемы, даже само умное делание будут попытками к Высшему Общению. Но новое приближение к Высшему устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к непосредственному сердечному Общению»[60]. Есть прием, часто используемый в избирательных технологиях, который состоит в том, что на одной странице помещают информацию негативного содержания, скажем, об убийствах, катастрофах, а рядом - информацию о кандидатуре конкурента[61]. Цель этого приема – задействовать известный в психологии метод бессознательного переноса, состоящий в том, что человек, прочитав неприятный материал, пришел в определенное эмоциональное состояние и, начав знакомиться со следующим материалом, невольно перенес свои эмоции на его содержание. Примерно тот же прием используется и в агни-йоге: умное делание – это, конечно, неплохо, но посмотрите, что мы вам предлагаем, ведь это намного лучше! Это тонкий способ дискредитации определенной православной практики. Умное делание не имеет никакого отношения к магии, в отличие от самой агни-йоги, которая, по сути, является одной из ее форм[62]. Ученик преподобного Сергия Радонежского, блаженный Епифаний, написавший житие святого, утверждал, что преподобный Сергий постоянно имел перед своим взором образ св. Антония Великого[63]. Св. Антоний Великий учил: «Сидя в келии, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня (выделено нами. – В.П.); или: Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою; или: Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе»[64]. Как видим, св. Антоний Великий призывал непрестанно творить Иисусову молитву! Каким образом Рерихи могут опровергнуть это, кроме использования голословных заявлений?
Святые отцы Церкви говорят об опасности мысленного представления образов тех личностей, к которым обращена молитва. Св. Антоний Великий писал: «Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой – либо образ, (или себя представлял под каким-либо образом, или, чтоб в уме твоем впечатлелся какой-либо образ); но невещественно приступи к невещественному, - и сойдешься с ним»[65]. А что по этому поводу сказано в агни-йоге? Там мы читаем: «если можете представить в сознании своем Лик Учителя до полнейшей отчетливости, то можете перенести свое сознание в Его сознание и как бы действовать Его силою. Но для этого нужно видеть Лик Учителя отчетливо до малейших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает. Но если после упражнений сосредоточения удастся получить стойкое Изображение Учителя, то можно иметь через это достижение большую пользу и себе, и ближайшим, и делам»[66]. Как видим, в агни-йоге предлагается вид духовной практики, которая строжайше запрещена в Православии, так как является прямым путем к прелести.
Земное или небесное царство искали Рерихи? В агни-йоге сказано: «Первое условие религии должно дать практическое решение жизни. Воздаяние небесное отвлеченно, надо приблизить воздаяние на земле»[67]. Св. Антоний Великий явно не разделяет подобную позицию: «Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений»[68]. Евангелие не оставляет сомнений на этот счет: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). На наш взгляд, не подлежит сомнению тот факт, что и в этом вопросе мнение православных святых и Рерихов явно расходятся.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Рерихи используют святые для каждого православного христианина имена с целью маскировки подлинного содержания своего учения. При этом они активно фальсифицируют историю, прибегают к голословным, ничем не подтвержденным заявлениям, лгут. Если же обратиться к описанию жития и трудам св. Антония Великого, прп. Иоанна Кронштадтского и прп. Сергия Радонежского, то можно увидеть, что вера, которой они жили, не имеет никакого отношения к оккультному учению агни-йоги. Те же, кто утверждает обратное, являются обыкновенными лжецами. К Рерихам можно отнести слова апостола Павла: «…лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13-15).
[1] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.38.
[2] Там же. С.28.
[3] Там же. С.45-46.
[4] Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 412.
[5] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. Письмо 02.06.34. С. 235
[6] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.11. Письмо 22.07.35
[7] Подр. см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.
[8] Подр. см. там же.
[9] Ключников Ю.М. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Святое имя. http://lib.agni-age.net/famil.htm
[10] Письма Елены Рерих 1932-1955 . Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 23.08.34. С.56
[11] Живая этика. Озарение.2.4.3.
[12] Так могут говорить только те, кто совершенно незнаком с монашеской жизнью, неизмеримо более тяжелой, чем жизнь в миру.
[13] Живая этика. Знаки агни-йоги. 163.
[14] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.354.
[15] Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.56.
[16] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.356.
[17] Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.127.
[18] Большаков Н.И. Источник живой воды жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., Царское дело. 1997. С.138.
[19] Якоб Бёмэ - средневековый мистик-теософ, занимался сапожническим ремеслом. См.: Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., Академический проект. С.163-164.
[20] Живая этика. Озарение. 3.6.4.
[21] Прот. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Московский Патриархат. 1992. С.96.
[22] Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. С. 121.
[23] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.28.
[24] См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов.
[25] Особенности написания обусловлены спецификой учения агни-йоги о Христе.
[26] Письма Махатм. Самара. 1993. С. 86.
[27] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 16.01.35. С.410.
[28] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.93.
[29] Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 405.
[30] Преподобный Сергий, как почти все подвижники, подвергался мощнейшим искушениям бесов. См.: Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.66-68.
[31] Живая этика. Озарение. 2.8.11.
[32] Живая этика. Беспредельность. Ч.1. 38.
[33] Живая этика. Озарение. 2.5.2.
[34] Живая этика. Община. 72.
[35] Живая этика. Беспредельность. Ч.1. 231.
[36] Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.195-197.
[37] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 12.09.34. С. 342-323.
[38] Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.8.
[39] Там же. С.7.
[40] Там же. С.153.
[41] Там же. С.154.
[42] Интересный способ приклеить ярлыки всем тем, кто не разделяет твоих взглядов. Принцип, используемой Еленой Рерих, прост: я права, кто не согласен со мною, тот глупец. Для человека, претендующего на «высокие посвящения», прием, на наш взгляд, некрасивый.
[43] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. Письмо 25.05.36. С. 217.
[44] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.357-358.
[45] Интересно, в чем Елена Рерих видела проявление этого «синтетического» сознания? К сожалению, она этого не утончила.
[46] Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 412.
[47] Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 12.09.34. С. 333
[48] Чем она, кстати, занимается и сейчас, обнаруживая тем самым свою духовную природу.
[49] Большаков Н.И. Источник живой воды жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., Царское дело. 1997. С.123.
[50] Там же. С.128.
[51] Там же. С.136.
[52] Там же. С.142.
[53] Там же. С.146.
[54] Там же. С.140-146.
[55] Прот. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Московский Патриархат. 1992. С.71.
[56] Отец Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. 1991. С.96.
[57] Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. Сретенского монастыря. 2004. С.19-20.
[58] Там же. С.52.
[59] Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 116.
[60] Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 236.
[61] См.: Березкина О. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке. СПб., Borey Print. 1997.
[62] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.
[63] Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.94.
[64] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.97.
[65] Св. Макарий Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.215.
[66] Живая этика. Иерархия. 90.
[67] Живая этика. Озарение.2.3.4.
[68] Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.57.