Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Теория невроза в христианстве
Введение
В настоящее время христианская психология как научная дисциплина находится в процессе становления[1]. Несмотря на то, что существует более чем двухтысячелетний опыт Церкви по работе с людьми, востребованным в научном плане он стал сравнительно недавно. Как о психологии в целом, так и о христианском её направлении можно сказать что это молодая наука с древней историей.
Необходимо отметить что христианское представление о неврозе базируется на христианской антропологии[2]. Попробуем кратко её изложить[3].
Православная антропология
С православной точки зрения[4], существует Бог Творец, Он создаёт физический мир, ангелов и человечество. Сотворённый мир не тождественен по природе Богу. Человек сотворён из материи и нематериального начала, которое вложено в него и называется «Образом Божиим». Как нельзя дать однозначного определения Богу, так и невозможно точно определить, что есть «Образ Божий». Можно привести условную аналогию. Человек отражается в зеркале, отражение человека есть образ человека. При этом этот образ существуют как в человеке, так и в зеркале, т.е. имеет двойную принадлежность. Сколько бы человек не отражался в зеркале, это никак не умаляет его природу и не меняет его. Природа зеркала не меняется в процессе отражения человека. По сути, хоть отражение и является реальным явлением, но оно не есть часть природы зеркала. В разных зеркалах один и тот же человек будет отражаться по-разному, так как есть физические отличия в самих зеркалах.
Бог отражается в человеке, при этом Его природа нисколько не умаляется, также и онтологическая природа человека не меняется. Бог в каждом человеке отражается уникально, это связано с уникальностью каждого «зеркала» - человека.
Образ Божий – является основой свободной воли, так как Бог не подвержен власти материи над собою и свобода есть одно из Его свойств, через это, человек получает потенциальный дар, власти над материей, власти над природой. Отсюда же проистекает возможность личностного изменения человека.
Здесь нужно богословское понятие «личность»[5] разобрать поподробнее. Для христиан «личность» - это Богом данное уникальное начало в человеке, которое формирует уникальный образ существования природы конкретного человека. Понятия «Образ Божий» и «личность» взаимосвязаны, но не тождественны. Личностное бытие человека – это проявление Образа Божия. При этом это не тождественные понятия, хотя и связанные. Образ Божий не изменяем в отличии от личности. Образ Божий в человеке не может умалится, личность вполне может деградировать. Формально оба эти понятия чётко определить нельзя. Как о Боге утверждают через апофатические, т.е. отрицательные определения, что Бог не есть, например, Бог не есть ложь, и катафатические, т.е. положительные определения, что Бог есть, например, Бог есть Любовь. Так и об Образе Божьем в человеке говорится через Его проявление в личности. Например, такими свойствами являются: свобода, бессмертие, творчество, обладание разумом, волей, способностью любить, проявлять справедливость, милосердие и пр.
Человек трёхсоставен. Он состоит из тела, души и духа. Между всеми частями есть связь. Человек – это не набор частей: дух, душа, тело, а их взаимопроникающее единство, которое превышает совокупность частей[6]. Изменения в каждой из них приводит к изменению в другой.
Тело – выразитель и осуществитель действий души и духа, оно служит им. Тело приспособлено для жизни и деятельности в окружающем нас мире. Тело, как в основном и душа обращены на обустройство нашего земного быта. Тело – орудие души и духа.
Душа – бессмертна, её схематически можно разделить на три части: мыслительная, желательная и чувствующая[7]. Возможны и иные классификации[8], например: разумная, вожделевательная и раздражительная силы души.
Мыслительная часть души – это рассудок, ум, разум. В психологии аналог – интеллект. Рассудок отвечает за рассуждение, обдумывание, нахождение решений, он оценивает ситуации с разных сторон. Знание – это следствие деятельности рассудка. Силами рассудка являются: наблюдение через органы чувств, воображение, которое восполняет опытное наблюдение, память, держащая в себе всё что касается человека и плодов деятельности мыслительной части души. В теле ей соответствует мозг.
Желательная часть души проявляется через волю. Сфера деятельности воли – наши желания, которые в свою очередь определяются через потребности человека.
Чувствующая часть души – это сфера деятельности сердца. В психологии – это чувства, эмоции. Святые отцы утверждали, что люди чувствуют сердцем состояние души и тела. Сердце поддерживает энергию всех сил души и тела, оно является корнем и центром человеческой жизни.
Святитель Феофан Затворник писал: «Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается её мыслительной и деятельной стороной; чрез сердце же проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно и называется центром жизни»[9].
Под влиянием телесных и душевных потребностей, в чувствующей стороне души, сердце, возникает то или иное чувство, а в действующей части души – желание. Далее, эти чувства и желания передаются в мыслительную часть души, т.е. в рассудок. Рассудок влияет на волю, которая управляет реализацией.
После завершения данного цикла, рассудок обогащается опытом и оценивает осуществлённое. Если его удовлетворяют следствия действия, то воля успокаивается и переходит в инертное состояние. Если же следствия не удовлетворяют рассудок, то воля остаётся в напряжении и рассудок ещё раз оценивает произошедшее и далее или отказывается от действия или что-либо изменяет в нём.
Дух – это сила которую в человека вдохнул Бог при завершении его творения. Через дух действует совесть, которая управляет мыслительной частью души, личность обладает свободой по отношению к совести, может слушать её или нет. Через совесть дух диктует человеку волю Божию. Через дух происходит возвышение человеческой души над душами животных. Дух пронизывает собою все силы души, одухотворяет их.
Дух проявляется в человеке по-разному[10]. В первую очередь, как страх Божий, как непосредственное интуитивное чувство что Бог есть. Во-вторых, как совесть, которая указывает человеку что есть добро, а что зло. И в-третьих, как жажда Бога, которая в людях, не ведающих Бога, выражается в стремлении ко все совершеннейшему благу, хотя это благо и может пониматься по-разному.
Одухотворение мыслительной части, образует в душе стремление к идеальности, создаёт чувство и стремление к познанию идеального.
В желательной часть души, через одухотворение является желание к совершению бескорыстных дел, рождается добродетель. Воля вдохновляется выйти за свои пределы, и она управляется совестью, которая отвечает за нравственность.
Чувствующая часть души по природе занимается тем, что определяет благоприятные и неблагоприятные состояния души и тела. Благоприятные укрепляет, неблагоприятные убирает, влияя на волю и рассудок. По сути, это процесс эгоистический. Одухотворение рождает в сердце стремление к любви и красоте. Бескорыстное наслаждение красотой. Здесь рождается жажда высшего, лучшего, неудовлетворённость чисто материальным образом жизни. В этом процессе лежит начало эстетики, как различение плохого и хорошего в сфере искусства.
Из всего выше сказанного следует что целью жизни человека является богообщение, которое в идеальном варианте заканчивается богоподобием или преподобием. Как писал апостол Павел: «…подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Бог-Творец, человек призван стать сотворцом, богом по благодати.
Если мы обратимся к библейской истории, а без неё будет сложно понять природу невроза в христианском его понимании, то увидим, что первоначально человек жил в раю. Там он находился в естественном своём состоянии. Т.е. его ум, воля и чувства находились в гармоничном сочетании, их действия были единым актом, и они были в единстве с Богом[11].
Нужно отметить что человек не имеет источника бытия в себе, потому его развитие и бытие без участия Бога невозможно. В раю, через Бога человек был причастен к бессмертию, т.е. бессмертие – это не естественное состояние человека, не свойство его природы, это дар, бессмертие человек получает лишь через Бога.
Человеку была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Бог не мешал человеку познавать мир, но он знал, что это познание возможно лишь в единстве с Богом.
Мистическое единение с Богом просветляло ум людей, давало им возможность понимать Его замысел о Творении. Вкусив с древа познания добра и зла, Адам и Ева разорвали связь с Богом. Произошло нарушение норм бытия тварного мира, установленного Богом. Люди потеряли систему нравственных координат, голос совести заглушается страстями. Люди стали злы, но не по природе, а по свободной воле.
Страсти и грехи
Что такое страсть? Преподобный авва Дорофей пишет: «Страсти – это одно, грехи – иное. Страсти таковы: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злое желание и тому подобное. Грехи же – это сами действия страстей, когда человек приводит их в исполнение на деле, то есть совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним»[12].
Преподобный Антоний Великий писал о грехе: «Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать её без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостыней – подаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией»[13].
После грехопадения, человек вошёл в нижеестественное (падшее) состояние, т.е. произошёл разрыв человека с Богом. Ум, воля и чувства человека были атомизированы, они более не действуют в гармоничном единстве. Они находятся под властью страстей. Появление основных восьми страстей: обжорство, сексуальная невоздержанность, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, есть следствие грехопадения.
Если в естественном состоянии человек контролировал своё тело, то сейчас, он его раб. Если раньше над человеком не властвовали инстинкты и он был полный хозяин самому себе, то сейчас наша воля поражена, наш ум не способен адекватно оценивать происходящее с нами, мы стали марионетками, как корабль у которого оторвало штурвал, и он почти полностью отдан во власть стихии.
Бог приходит на помощь падшему человеку. Рождается Иисус Христос. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Что сделал Христос? Он исцелил повреждённую природу человечества. Он стал лекарством от диктата страстей. Он снова дал шанс соединить во едино волю, ум и чувства человечеству и направить их к Богу.
После распятия и Воскресения, на пятидесятый день на апостолов сходит Дух Святой, рождается Церковь. Церковь есть Тело Христово, в Ней происходит единение с Богом. Через Церковь Иисус Христос открыл людям путь к достижению нового состояния сверхъестественного. Путь от нижеестественного состояний к сверхъестественому называется духовностью, реализация - святостью[14].
Духовность
Рассмотрим понятие «духовность»[15] поподробнее. В Православии – это не образование, не этические свойства человека, не его уровень интеллекта или умения аналитически мыслить.
С понятием духовности связывается, во-первых, представление об уникальности человека как носителя разума. Во-вторых, словом «духовность» выражается неисчерпаемость, богатство и красота внутреннего мира человеческой личности. В-третьих, и это самое важное, духовность означает степень преображённости человека Божественной благодатью.
Духовность – это то что в человеке не от мира сего, то что имеет первоисточник в Боге и не существует без Него. Духовность – это не состояние, это процесс, процесс утверждения человеческой бытийности в Боге.
Духовность – это возрастание в богоподобии. Богоподобие – это святоотеческий идеал духовности, он включается в себя отрешённость от мира, бесстрастие по отношению ко всему чувственному и единение с миром сверхчувственным, а также высоту нравственного совершенства.
Духовность категория изменяющиеся. Человек может духовно возрастать, а может и пасть.
Как человек может определить степень своей духовности? Бог есть Любовь. В какой степени любовь присутствует в человеке, в такой степени он и возрос духовно!
Апостол Павел учил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Чем более в человеке любви, тем выше его духовный уровень.
Большинство людей находятся в состоянии нижеестественном (падшем). Наш ум поражён, инстинкты властвуют над волею и чувствами. Тело властвует над душою. Личность не контролирует свою материальную природу[16]. Но хуже всего то, что такие люди имеют открытые каналы доступа к ним демонических сил.
Если люди упорно отвергают Божий Промысел и хотят жить без Бога. Бог их оставляет, тогда возможно что угодно, от различных заболеваний, до одержания их демоническими силами.
Существование невроза, как и любой иной болезни, возможно именно и благодаря грехопадению, тому что человечество находится в падшем состоянии. Психология изучает и имеет дело именно с такого рода людьми, хотя надо изучать и психологию святых[17]. Потому и исцеление нужно искать в методах преодоления этого состояния.
Отношение Церкви к болезням
Отношение Церкви к психическим заболеваниям отражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»[18]. В частности, в ХI главе, пункте 5, там сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни её организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей».
В этом документе указывается что нельзя сводить все болезни к демоническим воздействиям, но и нельзя к больным подходить только с методами клинического лечения. К сожалению, среди ряда православных христиан присутствует некое настороженное отношение как к психологии, так и к медицине, в частности психиатрии[19]. Но, к счастью, это не главный тренд в Церкви
На эту же тему высказывался митрополит Сурожский Антоний: «…психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека, оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать»[20].
Христианство не считает, что болезни необходимы для духовного развития человека. Более того, Бог отнюдь не желает людям проходить через страдания[21].
Христианское понимание невроза
Как в рамках христианского мировоззрения можно определить невроз?
Представление о неврозе вытекает из православной антропологии. Возможность существования невроза есть следствие греховности человеческой природы. Православный психотерапевт Дмитрий Авдеев пишет: «Грех, как корень всякого зла, влечёт за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. … Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание»[22].
Жан Клод Ларше отмечает: ««…отцы Церкви допускают, что у психических болезней существуют духовные причины. Духовную этиологию обычно определяют, как ту или иную страсть, развивающуюся в обострённой форме. Эта этиология очень важна, так как она затрагивает большинство неврозов современной классической нозографии… Беспокойство и тревога, присущие большей части психозов и всем неврозам, легко могут быть отнесены к страстям страха и печали, как их понимает христианская восточная аскеза. Агрессивность, которая также свойственна большинству неврозов и некоторым психозам, может быть соотнесена с страстью гнева в том широком смысле, какой ему придают отцы Церкви»[23].
Главная причина невроза гордыня, отсутствие смирения. У невротика есть совесть и чувство вины[24], но нет адекватной самооценки.
По мнению профессора Шеховцовой Л.Ф.: «Неосознанная вина за грех Адамов, порождающая общеродовую тревогу, у человека, обратившегося к Богу, снимается в Таинстве Крещения; у неверующего же может оставаться глубинным источником невротизирующей тенденции. К чувству «общечеловеческой вины» прибавляется чувство индивидуальной вины за совершаемые поступки. Если человек верующий, постоянно осознающий свои грехи, освобождается от чувства вины за свои многочисленные неблаговидные поступки в Таинстве Покаяния и исповеди («метанойя» — «изменение ума», то есть внутреннего мира), что уменьшает его тревогу, то человек неверующий избавляется от этого чувства, только заглушив его; хотя это и никак не сопровождается исчезновением глубинной тревоги»[25].
Православный психолог Марина Легостаева считает, что исток невроза восходит к проблеме отпадения от Бога и потере истинного смысла бытия, в частности она пишет: «Православная психология рассматривает человека не просто как биологическое, наделённое высокоразвитой психикой существо, но и существо духовное, Божественный смысл существования которому уже задан Творцом. Таким образом, проблема неврозов выступает как системное заболевание. Тело, душа, дух у человека падшего, греховного не действуют в своей целостности и по-разному влияют на выбор человека. …Отпадение от Бога порождает тревогу небытия, т.н. экзистенциальную тревогу, страх смерти. … Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым»[26].
В христианской психологии невроз рассматривается как показатель нравственного нездоровья, которое определяется духовными причинами.
Невроз основан на обострённо развитых страстях. В неврозе, помимо гордыни проявляются такие страсти как: страх, печаль, уныние, гнев. Глубинная сущность невроза – это тайна известная лишь Богу. Также невроз может иметь своим источником демоническое влияние.
Как бороться с неврозом
Как бороться с неврозом? Борьба с неврозом есть борьба с падшей природой человека[27].
На данный момент, несмотря на всё богатство духовного опыта Вселенской Православной Церкви, однозначного ответа как работать с неврозом, нет.
Если кратко суммировать методы помощи при неврозе, это тема очень объёмна и не является главной для данной работы, потому будет далее только обозначена.
Начинать надо с посещения врачей: невролога или/и психиатра и только после этого переходить на психологию или обращаться за помощью к священнику.
Православному психологу на первом месте, в помощи невротику, необходимо отметить работу с мировоззрением[28]. Особенно нужно уделить внимание осмыслению нравственной составляющей человека. Отсутствие навыка внутреннего-интроспективного различения добра и зла в человеке, может порождать неосознанное совершение зла, своеобразную слепоту ко греху. Как метод здесь можно использовать ведение дневника внутренних состояний, переживаний[29].
На второе место надо поставить грамотно выстроенную духовную жизнь христианина, регулярное участие в Таинствах Церкви. При этом нужно учитывать, что ни Таинства, ни молитва не являются психотехникой и то и другое нельзя рекомендовать людям, находящимся вне Церкви.
На третьем, работу с помыслами (прилог-сочетание-сложение-пленение-страсть)[30]. Об этом хорошо пишет преподобный Максим Исповедник: «Сначала в ум... проникает простая мысль [о грехе], и если она задержится в уме, то от этого приходит в движение страсть, если не истребишь страсти, то она склоняет ум к согласию, а когда это произойдёт, доводит его до совершения греха делом... [Наблюдай за мыслями], ибо если не согрешишь мысленно, то никогда не согрешишь и делом»[31].
Четвертым методом, можно рекомендовать парадоксальную интенцию[32] Виктора Франкла[33].
Пятый, важный аспект работы над собою, это концентрация не на грехах или страстях, а на добродетелях, грех лишь фон для добродетели. Страсть нельзя победить, погрузившись в её изучение, нужно практиковать альтернативную ей добродетель. Например, альтернатива гордыне – кротость, унынию – трезвение, гневу – кротость и т.д.
Священник Георгий Чистяков пишет: «Дело в том, что установки на борьбу со страстями в Библии нет. Новый Завет устами святых апостолов зовёт нас не бороться с гневом, яростью, злобой и проч. (см. Кол 3: 8), а «отложить» (άποτίθημι), то есть снять с себя, как снимают старую одежду, или «совлечь с себя» (άπεκδύομαι) все эти пороки»[34].
На шестом месте можно отметить библиодраму, которая является подразделением библиотерапии, но в отличии от неё работает только с христианскими текстами[35], но кроме театрализованных постановок, имеет смысл и обсуждение и размышление над теми или иными христианскими текстами. Например, Псалтырь можно использовать при переживании человеком горя, но не как молитвенный текст, а как психокоррекционный, потому его лучше читать на русском языке или любом ином, который вы хорошо знаете.
На седьмом месте, стоит упомянуть опыт постов как метод успокаивание чувственной сферы человека.
На восьмом месте можно отметить такие методы как развитие установки на упорядочивание жизни (дисциплина) невротика, борьбу с праздностью с переключением на какие-либо дела, а также акцентирование его внимания на развитие воли и ответственности за свою жизнь.
В завершение нужно добавить, что повышение психологической грамотности, также может быть полезно для работы с неврозом. Однако здесь нужно учитывать составляющую православного мировоззрения, через которую нужно фильтровать психологические знания, предлагаемые невротику, так как не все психологические школы или доктрины могут быть приемлемы для христиан.
Необходимо отметить что каких-то своих особых эксклюзивных методов психотерапии в христианской психологии нет.
Православное консультирование имеет свои особенности[36]. Оно основано не на директивной модели общения с клиентом, консультант собеседник, но не учитель, он помогает клиенту в поисках ответов, но ни в коем случае не навязывает ему своё мнение. Также необходимо отсутствием манипулятивных техник воздействия и лжи. Главный метод: беседа-диалог.
Заключение
В заключение хочется отметить что в христианской психологии есть огромный потенциал, в том числе и для работы с неврозами, который на данный момент, не только не раскрыт во всей полноте, но скорее только обозначен робкими штрихами.
Библиография
Авдеев Д.А. Душевные болезни: православный взгляд. – М.: СофтИздат, 2010. – 200 с.
Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. - М.: Русскiй Хронографъ, 2001. - 374 с.
Зенько Ю.М. Православная антропология и психология в практическом изложении. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», Центр христианской психологии и антропологии, 2019. – 800 с.
Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. – 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. – 224 с. – (Серия «Православное богословие»)
Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сборник памяти профессора Д.Е. Мелехова. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. — 168 с.
Игумен Пётр (Мещеринов). Беседы о вере и церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 278 с.
Преодоление Страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. и др.; Общество православных психологов Санкт-Петербурга памяти святителя Феофана Затворника. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. – 351 с.
[1] Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / под ред. проф. Братуся Б.С. – М.: Никея, 2017. – 528 с.
[2] По христианской антропологии можно рекомендовать следующие книги: Вадим Леонов, прот. Основы православной антропологии: Учебник. – 2-е. изд. испр. и доп. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. – 456 с.; Основы православной антропологии: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Леонов Вадим, прот. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. – 688 с.; Православное учение о человеке. Избранные статьи. Синодальная Богословская Комиссия. Издательство «Христианская жизнь». Москва-Клин, 2004. – 434 с.; Зенько Ю.М. Православная антропология и психология в практическом изложении. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», Центр христианской психологии и антропологии, 2019. – 800 с.; Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии / Пер. с англ. Н.В. Ларионова. – М.: Никея, 2011. – 304 с.
[3] Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М.Зенько. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с.; Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. – СПб., Изд-во РХГА, 2011. – 187 с.
[4] Иоанн Дамаскин. Источник знания / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. – 416 с. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т.5); Иоанн Мейендорф, прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. / Пер. с англ. В. Марутика. – Минск: Лучи Софии, 2001. – 336 с.; Иерей О. Давыденков. Догматическое богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во: ПСТГУ, 2006. – Изд. 2-е, испр. и доп. – 435 С.
[5] Иеромонах Мефодий (Зинковский). Богословие личности в XIX-XX вв. Научное издание – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2014. – 320 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»); Шеховцова Л.Ф. Концепция личности в православной психологии. – СПб.: Издательство РХГА, 2015. – 143 с.
[6] Антоний митр. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Его же. Труды. – М., 2002, с. 104-134.
[7] Игумен Пётр (Мещеринов). Беседы о вере и церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 278 с.
[8] Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии: Монография / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М.Зенько. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с.
[9] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Собрание писем. – М.: УКИНО «Духовное преображение», 2014. С.35.
[10] Игумен Пётр (Мещеринов). Беседы о вере и церкви. — М.: Даниловский благовестник, 2004 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 278 с.
[11] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. В.А. Рещиковой. – М.: Академический проект; Парадигма, 2015. С.287.
[12] Добротолюбие. Собрание в пяти томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т.2. С.601.
[13] Добротолюбие. Собрание в пяти томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т.1. С. 74.
[14] Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М.: Никея, 2009. – 240 с.
[15] Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. – 135 с.
[16] Кирилл (Зинковский), иеромонах. Вера в Бога – вера в человека. Представление о материи и теле человека в Александрийской богословской традиции (доникейский период). – Спб.: РХГА, 2014. – 239 с.
[17] Чиж В.Ф. Психология наших праведников: Изучение психики людей, признанных в России святыми. Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 136 с.
[18] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. 2000 г. №8.
[19] Каледа В. Г. Церковь и психиатрия: история и современность // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51). С. 218—232.
[20] Антоний, митрополит Сурожский. Ступени. Издание Макариев-Решемской Обители, 1998. – 36 с.
[21] Ларше, Жан-Клод. Бог не хочет страдания людей / Пер. С.М. Бичудского и П.К. Доброцветова. – М.: Паломник, 2014. – 160 с.
[22] Авдеев Д.А. Душевные болезни: православный взгляд. – М.: СофтИздат, 2010. – 200 с.
[23] Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. – 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С.25.
[24] Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сборник памяти профессора Д.Е. Мелехова. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011 . — 168 с.
[25] Шеховцова Л.Ф. Страсть печали, состояние тревоги и их преодоление // Преодоление Страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. и др.; Общество православных психологов Санкт-Петербурга памяти святителя Феофана Затворника. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. С.178.
[26] Легостаева М.В. О месте православной психотерапии в преодолении невротических расстройств (заметки православного психолога) // Когнитивная психология и психотерапия. 2011. №3. С.78.
[27] Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. - М.: Русскiй Хронографъ, 2001. - 374 с.
[28] Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. – СПб.: Издание храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала). Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. – 168 с.
[29] Легостаева М.В. О месте православной психотерапии в преодолении невротических расстройств (заметки православного психолога) // Когнитивная психология и психотерапия. 2011. №3. С.82.
[30] Преодоление Страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. и др.; Общество православных психологов Санкт-Петербурга памяти святителя Феофана Затворника. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. С.178-179.
[31] Добротолюбие. Собрание в пяти томах. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т.3. С. 174-175.
[32] Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ / Виктор Франкл; Пер. с нем. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. С.221.
[33] Легостаева М.В. О месте православной психотерапии в преодолении невротических расстройств (заметки православного психолога) // Когнитивная психология и психотерапия. 2011. №3. С.86.
[34] Георгий Чистяков. С Евангелием в руках (сборник). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 416 с. (Серия «Humanitas»)
[35] Питцеле Питер. Колодези отцов наших. Личная встреча с мифами Книги Бытия / Пер. с англ. Е. А. Шестаковой. – М.: Класс, 2013. - 320 с.
[36] Шеховцова Л.Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования / Московский психотерапевтический журнал, 2009, №3.