Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Тождественен ли смысл понятий «религия» и «йога»?

Адепты псевдорелигиозного движения New Age активно распространяют миф об отсутствии принципиальной разницы между существующими религиями, о том, что все религии ведут к одному и тому же Богу,  а их мистическая практика - к одному и тому же духовному результату. Утверждается, что осознанию этого духовного тождества последователям разных религий препятствует исключительно их собственное невежество. Столь известную идею распространяют теософы, агни-йоги, бахаисты и многие другие представители так называемых «нетрадиционных религиозных движений»[1]. Выступая в качестве апологетов идеи «братства религий», они с легкостью прибегают к своему излюбленному оружию – лжи[2], выдвигая для защиты своих убеждений, в частности, следующий аргумент: слово «религия» происходит от латинского religare и перевод его в точности соответствует значению санскритского слова «йога» - «связь». Вот как об этом писала Елена Рерих: «…есть истинная религия …в каждой церкви …ответвлении единой мировой истины …. Религия произошла от слова «религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины»[3]; «…есть естественная Йога, истинная связь с Высшим»[4]. Логика рассуждений ньюэйджеров проста: раз оба понятия одинаково переводятся, значит, они обозначают одно и то же. Следовательно, все религии тождественны йоге, в частности между христианством и индуизмом нет принципиальной разницы, а потому христианин вполне может практиковать йогу, не переставая при этом оставаться христианином. На первый взгляд,  последовательность рассуждений выглядит красиво. Но состоятельна ли она по существу? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Необходимо отметить, что современная наука не может точно определить этимологию термина «религия». Одни исследователи возводят истоки этого понятия  к латинскому слову religio – «совестливость», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужение»[5]. Другие - к латинскому глаголу relegere, означающему «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление»[6]. Блаженный Августин считал, что слово «религия» произошло от глагола religere – «воссоединять»[7]. Есть и те, кто считает, что  термин «религия» происходит от латинского глагола religare – «связывать», «соединять»[8].  Как видим, мнения разделились, поэтому предложение одного-единственного из, по крайней мере, четырех возможных  вариантов  перевода термина «религия», одновременно с умолчанием о существовании других предположительных переводах, свидетельствует либо о недостаточной компетентности в данном вопросе, либо о пристрастии к некорректной аргументации, не исключающей сознательные недомолвки. Но умолчание такого рода - это форма лжи, ложь же никогда не служила признаком высокого духовного развития человека, скорее,  напротив.

Не все так просто и с понятием «йога». Слово «йога» имеет около двадцати словарных значений[9], например, «средство», «способ», «единение», «действие», «укрепление»[10], в том числе его можно перевести и как «связь», но при этом не стоит забывать и о других вариантах возможного перевода.  Для активных сторонников перевода термина «йога» словом связь,  понимающих связь  как соединение души человека с Богом, приводим мнение по этому вопросу известного буддолога Е.А. Торчинова: «Обычно слово «йога» (кстати, по одной из версий слово «религия» также означает «связь») интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого соединения не предполагает. Корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает прежде всего «запрягать коня»; поэтому «йога» скорее всего – связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания»[11]. Как видим, связь связи рознь. Связь как единение с богом и связь как единение чувств, мыслей и «психического фактора» - это совершенно разные вещи. Можно практиковать йогу и при этом не верить в Бога, как это делают, например, буддисты. Даже если согласиться с версией происхождения понятия религия от лат. глагола religare, то в христианстве Богообщение, связь с Богом является личностной, а отнюдь не связью «чувств, мыслей и психических факторов». Без личной связи с Богом, согласно христианскому мировоззрению, ни одно учение не может быть названо религиозным[12]. Если йога подразумевает самостоятельное раскрытие божественности человека, то христианин всегда помнит о словах Христа: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – мистическая практика христианина и йога фундаментально отлична уже по этому критерию, однако оккультисты активно стремятся убедить своих последователей в обратном: «…истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока[13]…»[14]. И это притом, что, например, тот же буддизм отрицает существование Личного Бога  и, по сути, является носителем атеистических идей. Его, а также индуистскую йогу, можно квалифицировать как «мистическое учение», но не как религию в христианском понимании этого термина.

Рассмотрим каким образом, в соответствии с реальной мистической практикой йоги, осмысляется  термин «йога». «Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной прагматики учения – «освобождение»[15]…»[16]. Но, как мы уже отметили,  в отличие от йогической практики, цель которой – достижение определенных состояний сознания, растворение в Абсолюте, христианское подвижничество, в том числе молитвенная практика,  имеет своей целью  живое и личностное Богообщение. Например, прп. Макарий, живший в конце IV – начале V в., писал: «Молитва наша, одновременно мудрая и горячая, должна быть ожиданием Бога — вплоть до того, как Бог явится и войдет в нее, … все, что мы взыскуем в молитве – это приход Бога»[17]. Христианские подвиги совершаются христианином ради Бога, во имя  единения с Ним, но они не являются автоматическим способом реализации этой цели, та же молитва в деле спасения очень важна, но  сама по себе она еще не является гарантом спасения: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

 Слово «йога» также «употребляется для обозначения одной из даршан[18] (религиозно-философских систем) ортодоксальной[19]… философии (индуизма. – В.П.)…»[20]. Христианское учение  выражено в Священном Писании[21] и Священном Предании[22] Церкви. Но оно принципиально отличается от Вед, на которые опирается  ортодоксальная философия индуизма. При этом в Священном Писании сказано: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.1:9).  Какое же отношение имеют Веды к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви? По своему содержанию - никакого[23]. Главные боги Вед[24] - это Индра[25] и Варуна[26]. Христос же учил любви  к Единому Истинному Богу: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь»  (Мф.22:37-38). О людях, нарушающих эту заповедь, Священное Писание учит: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Втор.11:26-29). Христос призывал почитать Бога, явленного через Божественное Откровение, но не языческих богов Индру и Варуну, которых уже не почитают даже сами индусы.

 В третьем «…значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности «йогини» тантрических текстов – это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки)»[27]. Отношение к бесам и самому дьяволу в Священном Писании выражено недвусмысленно: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Фактически третье значение «йоги» можно назвать проще - сатанизм.  В этом случае ни о какой тождественности  смысла понятий «йога» и «религия»,  в христианском его понимании, даже речи идти не может. Бог - Источник жизни, ее Творец  (Быт.1:1-31), сатана - убийца. Сатанизм же - не религия, а ее антипод, так как соединяет человека не с Богом, а с сатаной-богоборцем. Но здесь закономерно возникновение вопроса: «…что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).

 


[1] См.: Питанов В.Ю. Миф о «братстве религий», как метод борьбы с традиционными религиями.

[2] См.: Там же.

[3] Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 26.11.38). Новосибирск. Вико. 1993. С.361.

[4] Живая этика.  Братство. 519.

[5] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.61.

[6] См.: Там же. С.61.

[7] См.: Там же. С.62.

[8] См.: Там же. С.61.

[9] См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.218.

[11] Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

[12] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.62.

[13] О том, соответствует ли это заявление действительности, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

[14] Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С.524.

[15] Чаще всего, говоря об «освобождении», в йоге понимается слияние с Абсолютом, сопровождающееся полной потерей личности. Природа Абсолюта при этом обычно мыслится тождественной природе человеческой души. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

[16] Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

[17] Псевдо–Макарий. Гомилия 33. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., Путь. 1994. С. 182

[18] Даршана – в индуизме интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.161.

[19] В индуизме есть ортодоксальные и неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы признают авторитет Вед, неортодоксальные - отвергают. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.

[20] Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

[21] См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Богооткровенность Священного Писания.

[22] См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Необходимость Священного Предания.

[23] См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

[24] Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. «Восточная литература» РАН. 2002. С.172.

[25] Индра – главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.201.

[26] Варуна – один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.113.

[27] Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

 

Теги: 
релитивизм, теософия, агни-йога, живая этика, бахаизм, сатья саи баба, сан мен мун, Рамакришна, нью эйдж, истина относительна

Поделиться

 
Яндекс.Метрика