Персональный сайт Питанова Виталия Юрьевича
Психология, сравнительное религиоведение, апологетика

Викка: вера в рогатого бога

В Священном Писании есть пророчество, исполнение которого относится, судя по всему, к нашей с вами современности: «…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-5). Это определение ап. Павла, на наш взгляд, очень точно определяет религиозное движение, именуемое викка. Последователи этой неорелигии считают себя, как это ни парадоксально, приверженцами древних  религиозных традиций. Рассмотрим вопрос самоопределения виккан подробнее.

Само слово «wicca» в древние времена являлось английским названием колдуна[1]. Но последователи этой организации понятие «викка» толкуют шире: «…викка является религией, в значительной мере основанной на кельтской культуре. Но викканские волшебные традиции имеют корни и во многих других, еще более древних культурах»[2]; «…викке действительно удалось сохранить в неискаженном виде древние обычаи и обряды»[3]. Как пишет один последователь викки, «викка – это дохристианские мистические таинства Старой Европы, викка исключительно терпима к любым верованиям. В викке отсутствуют жестокие догматические рамки и каждый волен искать и находить собственное понимание этого вероучения»[4]. Несмотря на претензии викки на древность, исторически вернее будет сказать, что впервые о ней заговорили только в 1954 году после публикации книги Джеральда Гарнера «Современное колдовское искусство»[5]. После выхода в свет книги Гарнера достаточно быстро начался бум викки. Как любая «религия», претендующая на древность, но не имеющая для этого реальных исторических оснований, виккане поступили достаточно просто, позаимствовав методику теософов и начав пересматривать религиозную историю Европы, внезапно обнаруживая  корни своей доктрины там, где их не было. Это позволило создать интересную мифологию. Например, виккане считают, что их культ зародился в период с 7000 по 3500 года до Р.Х. на территории, охватывающей Италию, Грецию,  частично Чехию, Словакию, а также южную часть Польши и Западной Украины[6]. Согласно версии виккан, просуществовав достаточно долгий промежуток времени, культ угас в 2500 году до Р.Х. Но, как читатель может догадаться сам, нашлись тайные «последователи» этого культа, которые два тысячелетия скрывались от преследований злобных христиан и донесли истинное «знание» о культе виккан до наших дней. Для подтверждения истинности своей «религии» виккане привлекают такие авторитетные источники, как мифы и сказки, находя тайный эзотерический смысл во многих из них. Например, сказку о Белоснежке виккане интерпретируют следующим образом: «история эта содержит в себе описание триединой богини – Девы, Матери и Старухи… . Белоснежка и есть триединая богиня…. Эта сказка посвящена богине-Деве, о чем свидетельствует имя героини – Белоснежка»[7]. Учитывая, что Европа очень богата сказками, может быть есть  немало и других  произведений, которые раскрывают тайны викки?

Познакомимся с учением викки. «Символ веры» этой организации звучит примерно так: «Мы, язычники, веруем в то, что вся Природа – это проявление божества, или творящих сил; все в Природе наделено духом; эти божественные творящие силы могут представляться нам в виде пантеона богов и богинь; поскольку ничто в природе не может существовать без своей противоположности, то же самое должно быть и у богов. Два полюса есть в мире: мужское и женское начало, дух и материя, бог и богиня; Природа развивается в круговороте времен года, а значит, и мы рождаемся для того, чтобы умирать и возрождаться вновь»[8]. Викка проповедует пантеистический монизм[9], по сути, обожествляя природу: «Природа является для нас как бы тем конспектом, по которому мы постигаем принципы и верования нашей религии»[10]; «…законы природы есть по своей сути отражение божественных законов и принципов, действующих далеко за гранью материального мира»[11]. Все в мире несет в себе «божественную искру» своего создателя. Последователи викки считают, что во время созидания существовало четыре мира: минеральный, растительный, животный и человеческий. При этом, «каждый из них (из этих миров. – В.П.) – суть проявление божественного сознания»[12]. Все вещи обладают  сознанием[13]. Души есть «как бы клетки мозга божественного Создателя»[14]. Виккане верят в законы кармы и перевоплощения[15]. Смерть, с их точки зрения, есть переход из одного мира в другой[16]. После смерти душа  отдыхает и обновляется в астральном мире, именуемом ими Землей Вечного Лета, которая  «видится как метафизическое астральное королевство лугов, озер и лесов, населенный многочисленными прекрасными созданиями, упомянутыми в древних сказаниях…»[17]. В Земле Вечного Лета душа «…объединяет в единое целое жизненный опыт, полученный в только что прожитой жизни. Душа также приготовляется или к очередному возрождению, в котором она приобретет еще больший опыт, или она отправляется в более высокое духовное измерение…»[18]. Виккане считают, что существует семь измерений: конечное, божественное, духовное,  интеллектуальное, астральное, а также измерение стихий и материальное измерение[19]. Эти плоскости находятся одновременно в одном и том же месте пространства, но существуют в различных энергетических состояниях. В учении викки можно найти упоминания и об ауре[20], и о чакрах[21], и о мыслеформах[22], здесь не забыты даже «Хроники Акаши»[23]. В точности такой же набор терминов можно найти в любом оккультном учении[24], основа  практики которых – магия[25].

Бог виккан не имеет никакого отношения к Богу, явленному нам в Священном Писании[26]: «Викканский бог в старые времена был известен под многими именами. Вначале его называли «рогатый»… . Так же он был известен как … Дионисий…»[27]; «…у бога есть три сущности. Во-первых, он-рогатый, то есть бог лесов, олицетворяющий неукротимую сущность всего, что свободно, … он-скрытый в зелени. Он-господин урожая, он – Зеленый человек,… он старик, в этом своем облике он символизирует накопленные человечеством мудрость и опыт»[28]. Помимо бога у виккан есть и богиня: «богиня – это Великая Мать древних матриархальных культов. Также она известна как триединая богиня, – Дева, Мать и Старуха»[29]. Виккане понимают бога и богиню как символы существующих в природе противоположностей, своеобразное мужское и женское начала. При этом  они пишут: «…великий дух обладает и мужским, и женским началом,… он есть и бог, и богиня»[30].

Большое внимание викка уделяет духам природы – феям. Например, один из последователей викки пишет: «…большинство ведьм сходятся в том, что все в природе наделено духом. Та группа существ, которую я подразумеваю под словом «феи», – это любой из бесконечного множества духов Природы, включая сознание, или духи, растений, животных, деревьев, ручьев, родников, камней, бурь и так далее. Другими словами, это астральные тела как физических, живых существ, так и не имеющих воплощения сил природы; они пребывают где-то посередине между физическим планом и самими богами. Те, кого мы называем феями,  –  это нередко «астральные тела» существ, обитающих на материальном, земном плане»[31]. Живут эти феи в лесах, лугах, родниках, пещерах и даже под мостами[32]. Повторяет викка и известный теософский прием (в целом, по мнению автора, учение викки – это та же теософия[33], лишь переодетая в иные одеяния), заключающийся в попытке представить критику языческих религий христианами методом борьбы за власть над умами людей через компрометацию предыдущей религии: «С приходом новой религии (христианства. – В.П.) фей стали считать демонами и дьяволами, а их волшебство – злом. (На самом деле слово «дьявол» (devil), возможно происходит от санскритского слова «deva», означающего бога или доброго духа)»[34]. Нужно заметить, что слово «дьявол» происходит не от санскритского «deva»,  а от греческого слова  diabolos – дьявол, клеветник (от глагола diaballo – обманывать, обольщать)[35]. И, кстати, санскритское слово «deva» означает не только доброго духа:  у зороастрийцев так именовали демонов[36]. Для общения с «феями» виккане погружаются в особое  состояние сознания: «Нам хочется увидеть их («фей». – В.П.) как объективную реальность. Для этого… необходимо достичь измененного состояния сознания, поскольку именно на «внутренних планах» (или астральном мире, в царстве духа) совершается реальное волшебство, и именно там на самом деле живут феи… .  Когда это состояние достигнуто и предполагается, что феи присутствуют, появиться они могут бесконечным количествам способов. Один из наиболее типичных – крохотная искорка ослепительно белого света. Эта искорка может остаться маленькой, но может и увеличиться, принимать человеческий облик любого размера (хотя обычно они остаются маленькими). Они могут являться как бы прозрачными, словно расплывчатыми, а могут казаться отчасти человеческим существом, отчасти растением, лепестками или крыльями бабочек,… особенно в воспоминаниях они могут представать в виде облаков или туманностей из миллионов крошечных искорок,… они появляются в виде внезапного движения, мелькнувшего в уголке глаз, или слышится хихиканье»[37].

Какова высшая духовная цель викканина? Как утверждают сами последователи викки, «…их цель – слияние в том изначальном союзе, радость которого они однажды уже разделяли в единстве со всеобщей душой, пребывая в тождестве с божественным источником всего сущего»[38]. Цель викканина сходна с целью, которую ставят перед собой неоиндуисты, – слияние и растворение в Брахмане[39]. Нужно заметить, что у древних кельтов, которые, по утверждению викки, были прародителями их «старой религии», цель была иной – они стремились попасть в царство ушедших душ, которое понималось ими как аналог земной жизни, но без присущих ей страданий[40]. Попытка приписать идею слияния с Абсолютом политеистической религии, какой была религия древних кельтов, выглядит странно.

 В викке есть свой ритуал: «Ритуал – это одновременно и поклонение, и способ общения с божествами и духами. Это – символический язык, позволяющий проникать в иные измерения и достигать иных степеней осознания… .  В викке ритуалы существуют для того, чтобы подключать их участников к той колоссальной энергии, которой обладают происходящие на земле циклические процессы»[41]. С целью достижения «измененного состояния сознания» приветствуется использование галлюциногенов: «Когда я только делала первые шаги по тропе ведовства, одна ведьма сказала мне, что поедание грибов помогает развить духовные и оккультные способности»[42]. Опьянение виккане считают проявлением божества: «…опьянение объясняется тем, что в этот момент бог присутствует в теле человека»[43]. Желающий принять викканское посвящение может получить и порцию яда: «Издревле считалось, что тяжелая травма или сильное отравление могли привести к резкому усилению сверхъестественных способностей человеческой психики. Возможно, опасность для жизни пробуждала в сознании все то, что было заложено в генетической памяти предков. Сознание, чувствуя близкую смерть, включало все возможные резервные механизмы выживания, пытаясь отодвинуть неизбежную кончину. Переживший все это человек мог осознать и начать использовать коллективный опыт своих предков, до сих пор дремавший в недрах ДНК»[44].

Наставления православных подвижников предупреждают о том, что визуализации в духовной практике ведут к состоянию прелести, когда человек собственные фантазии и демонические внушения принимает за благодатные дары Бога. Именно поэтому, например, во время молитвы православные подвижники запрещают фантазирование[45]. Виккане подобного рода практики приветствует: «…поднимитесь на вершину холма, присядьте и окиньте взглядом бескрайние поля и леса. И теперь пусть воображение унесет вас на много веков назад – попробуйте представить себе, как этот же пейзаж выглядел в глубокой древности»[46].  Вот пример другой практики, которую виккане называют «врата в иные миры». Считается, что с ее помощью можно проникать в  тонкоматериальные миры. Осуществляется она ночью. К зеркалу прикрепляют два листа ватмана: на одном изображают какую-нибудь фигуру, выкрашенную в определенный цвет, например желтый квадрат или красный треугольник, рядом – лист чистого белого ватмана. Человек садится перед фигурой и пристально смотрит на нее, пока его взгляд не поплывет, после чего взгляд следует перевести на лист белого ватмана, задача – увидеть на нем предыдущую фигуру. После этого надо закрыть глаза и мысленно представить, что это изображение есть врата в иной мир. Далее человек мысленно открывает эти врата и входит в иной мир[47]. Также в качестве одного из способов видения «прошлых жизней» виккане рекомендуют гипноз[48].

Одним из путей к достижению свободы виккане считают снятие моральных табу с сексуальной сферы. В частности, они пишут: «…не должно быть вам рабами, и как знак вашей истинной свободы, следует вам выполнять все ритуалы нагими…»[49]; «одной из целей сексуальной магии является освобождение человеческой сексуальности от оков отрицательных чувств и запретов»[50]. Приветствуется среди виккан и гомосексуализм: «…естественное  сексуальное состояние человека – это бисексуальность»[51]. Нужно заметить, что не только христиане, но и мусульмане, и ортодоксальные иудеи придерживаются в этом вопросе противоположного мнения: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев.20:13); «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, … ни мужеложники …  – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Кстати, викка негативно относится к христианству: «…мы срываем маски и личины новой религии (христианства. – В.П.), чтобы открыть истинное языческое лицо наших собственных традиций…»[52]. Что же касается язычески-оккультного учения викки, приводящего к столь безнравственным выводам, то к нему, как и к учениям древних язычников, применимы слова ап. Павла: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;  называя себя мудрыми, обезумели,  и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, –  то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.  Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим.1: 21-28).

«Превратность ума», о которой пишет апостол, дает о себе знать не только во взглядах виккан на сексуальную сферу жизни человека, но и, например, в суждениях политического свойства. Как иначе объяснить выводы, сделанные викканами из следующей предпосылки: «Например, большинство из нас – правши, а значит, у нас доминирует левое полушарие мозга. Именно левое полушарие заведует логикой, математикой, языком, в то время как правое – эмоциями и интуицией, а следовательно, духовной стороной жизни. У левшей, наоборот, доминирует правое полушарие. Этот дисбаланс отражается и в нашей политике (правые или левые, консерваторы или либералы)»[53]? Как видим, консерватизм и либерализм, с точки зрения виккан,  обусловлен доминирующей функцией того или иного полушария мозга.

В целом, все вышеизложенное позволяет отнести викку к движению New Age[54], что, кстати, признают и сами последователи викки: «Философия «Новой Эры» пустила бурные ростки в среде последователей викки. За очень короткое время викканские верования были модернизированы, для того чтобы соответствовать запросам нового поколения»[55]. Не правда ли, викка представляет собой очень необычную древнюю традицию, меняющую свое учение в угоду интересам и пристрастиям каждого нового поколения? Причем претензии на преемство древних учений не мешают викканам признавать радикальность отличий современной викки от древней, традиционной: «Современная викка, однако, включает в себя множество недавно появившихся направлений, основанных на эклектическом материале. Система верований сегодняшнего последователя викки и используемые им обряды могут быть полностью незнакомы или неприемлемы для традиционного викканина»[56]. Каковы же отличия новой викки от старой? «Взгляд неовикканина обращен внутрь себя, и он является одновременно как учеником, так и своим собственным наставником. Старые же виккане рассматривают природу как некий духовный чертеж, именно в ней видя определенные правила, законы и пути, которым необходимо следовать. В этом и состоит главное отличие между старым и новым путем; старые виккане считают, что ключ к пониманию лежит на изведанных тропинках, а новые виккане рассматривают все заранее известное лишь как препятствие, ограничивающее развитие их собственной духовности»[57]. Ну что ж, вполне можно ожидать, что следующее поколение виккан, следуя духовной моде своего времени, придумает очередную «старую религию» и будет доказывать свою «древность» всем желающим, опираясь на сказки и мифы, естественно, в собственной интерпретации.

Итак, какие выводы мы можем сделать? Никакого отношения «старая религия» виккан к реальной религии древних кельтов не имеет. Учения древних кельтов и современных виккан различны: виккане исповедуют пантеистический монизм, кельты исповедовали политеизм,  поэтому утверждения о  древности современной викки не имеют под собой никаких серьезных оснований.  По сути, викка является очередным оккультным движением, каких сейчас немало[58]. К христианству виккане не имеют никакого отношения (чего они и не скрывают), это проявляется, в частности, в отвержении виккой христианской системы нравственных ценностей. Учитывая, что виккане допускают использование наркотических веществ и даже ядов, это движение может представлять  опасность для здоровья своих последователей. Коль скоро сами виккане считают себя магами и колдунами, к ним можно отнести следующие слова Священного Писания: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

 


[1] Монтенегро М. Колдовство, викка и неоязычество. С-118., Центр Апологетических Исследований.  http://www.ApolResearch.org

[2] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.12.

[3] Там же. С.383.

[4] Там же. С.9-10.

[5] Там же. С.45.

[6] Там же. С.18.

[7] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.25.

[8] Там же. 2000.С.7.

[9] Монтенегро М. Колдовство, викка и неоязычество. С-118., Центр Апологетических Исследований.  http://www.ApolResearch.org

[10] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.368.

[11] Там же. С.52.

[12] Там же. С.51.

[13] Там же. С.66.

[14] Там же. С.51.

[15] Там же. С.51,158.

[16] Там же. С.56.

[17] Там же. С.56.

[18] Там же. С.169.

[19] Там же. С.62.

[20] Там же. С.70.

[21] Там же. С.188.

[22] Там же. С.198.

[23] Там же. С.177.

[24] См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики; Питанов В.Ю. «Хроники Акаши» как источник оккультных откровений.

[25] Гримасси Р. Вика: древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.195.

[26] См.: Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.

[27] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.108.

[28] Там же. С.105-106.

[29] Там же. С.60.

[30] Там же. С.103.

[31] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.90.

[32] Там же. С.102.

[33] См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов.

[34] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.108.

[35] Баш Л.М., Боброва А.В., Вечеслова Г.Л., Кимягарова Р.С., Сендровиц Е.М. Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С.233.

[36] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С185.

[37] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.105-106..

[38] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.56.

[39] См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

[40] Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ / Переселение душ. Сборник. М., Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век». 1994. С.30.

[41] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.65.

[42] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.96.

[43] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.301.

[44] Там же. С.302-303.

[45] См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998.

[46] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.369.

[47] Там же. С.391-392.

[48] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.317.

[49] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.72.

[50] Там же. С.360.

[51] Там же. С.361.

[52] Кампанелли П. Возвращение языческих традиций. М., КРОН-ПРЕСС. 2000.С.133.

[53] Там же. С.92.

[54] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. во имя блгв. князя Александра Невского. 2003. С.701.

[55] Гримасси Р. Викка: Древние корни колдовских учений. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999. С.40.

[56] Там же. С.40-41.

[57] Там же. С.48.

[58] Например, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

 

Теги: 
викка

Поделиться

 
Яндекс.Метрика