Психология, сравнительное религиоведение, апологетика
Западная христианская апологетика
С момента Своего рождения Православная Церковь постоянно находится под прицелом множества противостоящих Ей сил. Используя самые разные методы, включая физический террор и информационные войны, эти силы стремились и стремятся не только совратить как можно больше членов Церкви, вывести их за Ее пределы, но и создать вокруг Православия негативный ореол, для того чтобы снизить приток новообращенных. В силу того, что уничтожить Церковь невозможно, так как Она непобедима: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), основной упор в настоящее время противники христианства делают на ведении против Церкви информационной войны. Многочисленные секты, общества атеистов, люди, исповедующие ценности секулярного гуманизма, и многие другие стремятся, по сути, оторвать как можно больше людей от Христа. К сожалению, зачастую им это удается, одной из причин чего, на наш взгляд, является недостаточная подготовка современных православных богословов в области апологетической науки. История России XX века не способствовала развитию богословия, в том числе и апологетики. Сейчас, когда ситуация в стране меняется, развитию православной апологетики, по нашему мнению, могло бы способствовать знакомство с ее западным собратом. Бессмысленно копировать опыт апологетической деятельности западных христиан[1], учитывая имеющиеся между нами различия, но будет полезно познакомиться с ним и, возможно, чему-нибудь поучиться, отвергнув все, противоречащее православному миропониманию: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес. 5:21).
В данной статье мы представим вниманию читателя краткий обзор основных существующих на Западе направлений апологетики. В основу работы положена книга профессора Нормана Гайслера «Энциклопедия христианской апологетики»[2]. Если информация заимствована нами из других источников, это указано в отдельных ссылках. Мы не претендуем на то, чтобы дать обзор всех апологетических школ, существующих на Западе, прежде всего в Америке, но статья, как надеется автор, позволит получить представление о предмете, а также, возможно, поспособствует более глубокому его изучению.
Слово «апологетика» происходит от греческого слова «apologia», что в переводе с древнегреческого означает «защита, оправдание, речь, сказанная в защиту». Апологетика – это дисциплина, которая ставит перед собой цель защитить христианскую веру. Основной инструмент западной апологетики – логика, вера в познаваемость истины и философия. Польза разумного, рационального подхода к аргументации основ христианской веры подтверждается свидетельством Священного Писания, говорящим о разуме и знании как о сокровище, которое ведет к познанию Бога: «если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» (Прит.2:3-6); «тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум (выделено нами. – В.П.) будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Прит.2:11-13). Известный призыв Бога: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15) требует от нас быть готовыми к свидетельству о нашей вере. Христиане призваны противостоять тем идеям и силам, которые мешают миру познать Бога: «…ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:4-5). О «…защищении … благовествования…» (Фил.1:7) писал и ап. Павел. В Священном Писании можно найти призыв обличать тех, кто выступает против Евангелия: «… к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд. 17:23). Библия указывает цель апологетики и образ поведения христианина, подвизающегося на ее ниве: «… рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим.2:24-25).
В западной апологетике можно выделить целый ряд разнообразных школ. Несмотря на то, что не существует их единой классификации, основными направлениями являются школы предпосылочной, классической, эвиденциальной, исторической и экспириентальной апологетики. Такое многообразие направлений, существующих в апологетической науке, вызвано, прежде всего, тем, что разные апологетические школы занимаются решением различных вопросов. Одни отвечают на вопрос, есть ли Бог, другие – каков Он; одни апологетические школы ориентируют свою деятельность на атеистов, другие – на полемику с представителями иных религий и т.д. Методы работы апологетических направлений различны, но взаимно дополняют друг друга.
Предпосылочная апологетика, или пресуппозиционная (от англ. presupposition- предложение, предпосылка)[3], – это система апологетики, в которой христианское вероучение отстаивается на основе определенных фундаментальных предпосылок. Применяется она по отношению к людям, доверяющим авторитету Священного Писания. В первую очередь, апологет постулирует истинность христианства, а затем, исходя из этой предпосылки, выстраивает свои рассуждения. Сторонники предпосылочной апологетики считают, что все начинается с мировоззрения человека, которое играет огромную роль в интерпретации фактов. Факты, согласно этой апологетической школе, никогда не интерпретируют себя сами, всегда есть тот, кто этим занимается, и всегда интерпретация осуществляется сквозь призму уже имеющегося мировоззрения. Предпосылочной апологетике свойственно постулировать истинность христианского мировоззрения и рассматривать все, с чем христианин сталкивается во внешнем мире, сквозь его призму. Представителями предпосылочной апологетики являются Джон Карнел, Фрэнсис Шеффер, Гордон Кларк.
Апологетика духовного опыта, или, как ее еще называют, экспириентальная апологетика (от англ. experience – опыт, субъективные переживания)[4], – это форма обоснования христианской веры, сторонники которой обращаются к частному и общему духовному опыту как к критериям истинности христианской веры. Она делится на два течения: на тех, кто обращается к духовному опыту всей Церкви, и тех, кто обращается к частному духовному опыту воцерковленного христианина. Апологеты, представляющие это направление, исходят из того, что личный духовный опыт является следствием непосредственного богообщения христианина. Мало знать о том, что Бог есть, если это знание не меняет жизнь человека, значит, он не знает Бога. Христианство – не академический институт, а жизнь в Боге. Истинный христианин находится в непрерывном общении с Богом, что проявляется в приобретении им внутреннего духовного опыта. Любые знания о Боге без внутреннего переживания Бога бессодержательны. Общецерковный опыт богообщения доступен всем, например, через чтение житийной литературы. Этот опыт умножает основания для веры в Бога. Достоинством апологетики духовного опыта можно назвать помощь христианину в утверждении на избранном им духовном пути. В апологетике духовного опыта единственным родом свидетельства является внерациональное мистическое и экзистенциальное свидетельство. Слабое место этого направления в том, что частный духовный опыт не может ничего доказать людям, не пережившим его, что значительно ограничивает область применения данной системы аргументации. Представители экспириентальной апологетики: Майстер Экхарт, Элтон Трубланд.
Историческая апологетика – это направление, которое доказывает истинность христианства, опираясь на свидетельства истории. Сторонники этой апологетической школы считают, что христианские истины могут быть удостоверены историческими свидетельствами. История христианства говорит сама за себя, если ее непредвзято изучать. Исторические факты сами себя интерпретируют в своем историческом контексте. Представители этого апологетического течения полагают, что можно доказать существование Бога через историческое свидетельство о имевшем место Божественном деянии, как это произошло с Воскресением Иисуса Христа. Воскресение Христа является стержнем исторической апологетики. Логика рассуждений примерно следующая: исторические свидетельства показывают, что Новый Завет истинен. Раз это так, значит, идеи, которые провозглашены в Новом Завете, также истинны. Из этого следует, что Бог существует, а Библия есть Слово Божие. Далее исследуются свидетельства Христа о Самом Себе как Сыне Божием, подтвержденные чудесами, величайшим из которых является чудо Его Воскресения. Следующий шаг – подтверждение Воскресения Христа и совершенных Им чудес как текстами Нового Завета, так и независимыми историческими свидетельствами. Из всех этих посылок делается вывод: Христос есть Сын Божий. В числе представителей исторической апологетики можно назвать Тертуллиана, св. Иустина Мученика, св. Климента Александрийского, Оригена.
Классическая апологетика – это направление в апологетике, которое в первую очередь использует для защиты христианской веры рациональные доказательства существования Бога, а также исторические свидетельства, аргументирующие истинность христианства. Обычно ее представители начинают свое обоснование веры с использования ставших уже классическими доказательств существования Бога, таких как космологический аргумент, телеологический, нравственный и т.д.[5] При этом не все классические апологеты принимают традиционные аргументы доказательства бытия Бога во всей их полноте. Многие отрицают истинность онтологического доказательства[6]. Чаще всего классические апологеты прибегают к космологическому и телеологическому доказательствам, некоторые дополняют их нравственным. Напомним читателям, что космологический аргумент заключается в утверждении, что все в мире имеет причину своего существования, а раз у всего есть причина, значит, есть и первопричина всего, т.е. есть Бог[7]. Телеологический аргумент основан на наблюдении разумности и совершенства в окружающем нас мире. Суть его состоит в следующем: раз мир гармоничен и закономерен в своем устройстве, то это свидетельствует о сверхразумности и всемогуществе силы, создавшей его, т.е. о Боге[8]. Нравственный аргумент: так как в человеке есть нравственное чувство, нравственный закон, повелевающий нам делать добро и осуждающий через голос совести зло, значит, есть Бог, ведь человек создан по образу Божиему (Быт.1:27), и нравственный закон суть выражение богоподобных дарований и свойств, которыми человек был наделен при творении[9]. Апологеты прибегают к данным аргументам, чтобы доказать бытие Бога, не обращаясь при этом к Библии. После применения вышеперечисленных доказательств вступают в действие исторические свидетельства, обосновывающие божество Христа и богодухновенность Священного Писания. На этом этапе доказывается историческая достоверность Нового Завета: если Новый Завет исторически точен, то нет оснований не доверять сказанному в нем, а значит, все, описанное в Новом Завете, истинно. Значительная роль на этом этапе отводится событию Воскресения Христа. Воскресение из мертвых – деяние, выходящее за рамки обычного мира, оно не по силам обычному человеку, значит, сам факт Воскресения являет наличие Высшей Силы, во власти которой находится жизнь и смерть, и эта сила – Бог. В классической апологетике считается, что нет смысла говорить о Воскресении как о деянии Бога до тех пор, пока логически не установлено, что Бог есть. Представителями классической апологетики считаются блаженный Августин, Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.
Эвиденциальная апологетика (от англ. evidence – свидетельство)[10] – направление апологетики, обращающееся к традиционным аргументам[11] для доказательства истинности бытия Бога, что объединяет его в этом вопросе с классической апологетикой. Однако, в отличие от классической апологетики, эти аргументы не всегда считаются необходимыми, а также нет убеждения в том, что они обязательно должны предшествовать другим доказательствам. Отличается данное направление апологетики эклектизмом: в нем, помимо классических аргументов бытия Бога, используются также и исторические свидетельства. Много внимания в этой школе уделяют археологическим находкам, полагая, что такого рода свидетельства подтверждают истинность Библии и тем самым обеспечивают рациональную основу признания божественного происхождения Священного Писания. Некоторые представители эвиденциальной школы апологетики опираются на духовный опыт христиан как один из аргументов, доказывающих истинность христианства. Они исходят из того, что коренное изменение всей жизни человека подтверждает истинность христианства. Также в данной школе используются пророческие свидетельства. Эвиденциальные апологеты считают, что исполнение библейских пророчеств подтверждает божественность их источника. Представители эвиденциальной апологетики: Уильям Пэйли, Бернард Рамм.
Несмотря на то, что рациональные аргументы в защиту христианской веры доминируют в западной апологетике, это не означает, что они – единственные в ней. Большинство западных апологетов признает необходимость действия Святого Духа для просветления заблудших людей, а также тот факт, что без участия Святого Духа любое свидетельство Евангелия невозможно: «Сей есть Иисус Христос, … и Дух свидетельствует о [Нем]… Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1Ин.5:6-9).
Конечно, вышеперечисленные школы не исчерпывают собой список имеющихся на Западе апологетический направлений. Их исследователю необходимо учитывать, что, с одной стороны, эти школы взаимно дополняют друг друга и имеют собственную аудиторию, с другой – они весьма критично относятся друг к другу и между ними ведется постоянная полемика. На наш взгляд, это хорошо, так как позволяет выявлять слабые места различных концепций и тем самым развивать исследования в данной области. Мы уверены в том, что знакомство православных христиан с опытом западных апологетических школ сможет принести пользу развитию православной апологетики в России.
[1] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.
[2] См.: Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004.
[3] Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.70.
[4] Там же. С.68.
[5] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.
[6] См.: Там же. С.135.
[7] См.: Там же. С.130.
[8] См.: Там же. С.132.
[9] См.: Там же. С.138-145.
[10] Головин С.Л. Введение в систематическую апологетику. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.66.
[11] См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. С.130-150.